Судья Ендонов Е.К. Дело №2-102/11 г. РЕШЕНИЕ с.Троицкое 18 февраля 2011 года Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Ендонова Е.К., при секретаре Манджиеве С.В., с участием представителя заявителя Доштаева С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нормаевой Т.Б. об оспаривании действий налогового органа, У С Т А Н О В И Л: Нормаева Т.Б. обратилась в Целинный районный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 России по Республике Калмыкия (далее – МРИ ФНС № 2 России по РК) по начислению земельного налога за 2008 г., 2009 г., 2010 г. и направлению налогового уведомления, мотивируя следующим. Она имеет в общей долевой собственности земельный участок <данные изъяты> гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, в границах <адрес> сельского муниципального образования с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Калмыкия. 15 ноября, 16 ноября, ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК направило ей налоговые уведомления об уплате земельного налога за вышеуказанный участок за 2010 г. – 1953, 71руб., 2009 г – 1162,96 руб., 2008 г. – 969,14 руб. Действия налогового органа считает незаконными, т.к. свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок было выдано ДД.ММ.ГГГГ Заявитель просит суд признать действия налогового органа, выразившиеся в начислении земельного налога и направлении налоговых уведомлений незаконными, обязать их исчислить земельный налог с момента получения права собственности на землю и взыскать в его пользу расходы на государственную пошлину. В судебное заседание заявитель Нормаева Т.Б., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представитель заявителя Доштаев С.Б. поддержал заявленные требования. Заинтересованное лицо - МРИ ФНС № 2 России по РК, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось. Направило заявление о прекращении производства по делу в связи с тем, что заявленные требования были удовлетворены на досудебной стадии. Земельный налог исчислен с момента получения права собственности на землю. С согласия участника процесса, руководствуясь ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон. Суд, выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части по следующим основаниям. Пунктом 1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми акта представленных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в т.ч., право собственности. В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, в том числе на праве собственности. В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось сторонами, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> га, с кадастровым №, выдано Нормаевой Т.Б. - ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК Нормаевой Т.Б. направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2008 год за земельный участок, в том числе с кадастровым номером № по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, на сумму 969,14 руб. ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК Нормаевой Т.Б. направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2009 год за земельный участок, в том числе с кадастровым номером № по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, на сумму 1162,96 руб. ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК Нормаевой Т.Б. направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2010 год за земельный участок, в том числе с кадастровым номером № по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, на сумму 1953,71 руб. Согласно ст.52, п.4 ст.397 НК РФ физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Пунктом 6 ст.58 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Из указанных налоговых уведомлений следует, что Нормаева Т.Б. должна заплатить земельный налог в установленные в уведомлениях сроки. Для сведения сообщается, что за несвоевременную уплату налога начисляется пеня. Таким образом, направление налогового уведомления налогоплательщику означает осуществление налоговым органом действий в пределах своих полномочий по начислению и истребованию земельного налога с Нормаевой Т.Б. Возражения налогового органа о том, что на досудебной стадии спор был уже разрешен, налоговые уведомления за 2008-2010 годы сторнированы и налог исчислен с момента получения свидетельства права собственности на землю, а потому дело подлежит прекращению производством, суд не может принять во внимание. Суду не представлено сведений о надлежащем вручении налогоплательщику уведомлений о сложении налогов и досудебного урегулировании спора. Более того, само по себе удовлетворение требований заявителя не является основанием для прекращения производства по делу в соответствии со ст.220 ГПК РФ. Исходя из приведенных норм права и исследованных в судебном заседании доказательств, суд полагает, что налоговый орган не вправе требовать от Нормаевой Т.Б. уплаты земельного налога с принадлежащей ей земельной доли <данные изъяты> га за 2008, 2009 год. Нормаева Т.Б. в указанные периоды не была субъектом налоговых отношений, а земельный участок объектом налогообложения за эти периоды, поскольку плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности на земельный участок. Данное право возникло у Нормаевой Т.Б. лишь ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, разрешая судьбу спора, суд считает возможным не возлагать обязанность на налоговый орган об исчислении земельного налога на участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, с даты регистрации права собственности, потому как данное нарушение устранено заинтересованным лицом в добровольном порядке. Однако, требования Нормаевой Т.Б. не могут быть удовлетворены в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 19 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Поэтому в удовлетворении требований о взыскании с налоговых органов расходов на уплату государственной пошлины должно быть отказано. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Нормаевой Т.Б. об оспаривании действий налогового органа - удовлетворить частично. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 России по Республике Калмыкия по начислению земельного налога и направлению налогового уведомления № об уплате Нормаевой Т.Б. земельного налога за 2008 год в размере 969 рублей 14 копеек, налогового уведомления № об уплате Нормаевой Т.Б. земельного налога за 2009 год в размере 1162 рублей 96 копеек, налогового уведомления № об уплате Нормаевой Т.Б. земельного налога за 2010 год в размере 1953 рублей 71 копеек на земельный участок кадастровый номер №, местоположение <адрес>, в границах <адрес> сельского муниципального образования. В удовлетворении остальной части требований Нормаевой Т.Б. – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия. Председательствующий судья Ендонов Е.К.