Судья Ендонов Е.К. Дело №2-100/11 г. РЕШЕНИЕ с.Троицкое 18 февраля 2011 года Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Ендонова Е.К., при секретаре Манджиеве С.В., с участием представителя заявителя Доштаева С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Доштаевой Л.Д. об оспаривании действий налогового органа, У С Т А Н О В И Л: Доштаева Л.Д. обратилась в Целинный районный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 России по Республике Калмыкия (далее – МРИ ФНС № 2 России по РК) по начислению земельного налога за 2008 г., 2009 г., 2010 г. и направлению налоговых уведомления, требования, мотивируя следующим. Она имеет в общей долевой собственности земельный участок <данные изъяты> гектаров, расположенный по адресу: <адрес>, в границах <адрес> сельского муниципального образования с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Калмыкия. 29 октября 2010 г., 29 января 2011 г. МРИ ФНС №2 России по РК направило ей налоговое уведомление, требование об уплате земельного налога за вышеуказанный участок за 2010 г. – 1288,75 руб., 2009 г –1163,27 руб., 2008 г. –969,39 руб. Действия налогового органа считает незаконными, т.к. свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок было выдано 05.07.2010 г. Заявитель просит суд признать действия налогового органа, выразившиеся в начислении земельного налога и направлении налоговых уведомлений незаконными, обязать их исчислить земельный налог с момента получения права собственности на землю и взыскать в его пользу расходы на государственную пошлину. В судебное заседание заявитель Доштаева Л.Д., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представитель заявителя Доштаев С.Б. поддержал заявленные требования. Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование направления налогового уведомления за 2010 год, мотивируя тем, что все налоговые уведомления были получены налогоплательщиками в декабре 2010 года в <адрес> сельском муниципальном образовании. Заинтересованное лицо - МРИ ФНС № 2 России по РК, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось. Направило заявление о прекращении производства по делу в связи с тем, что заявленные требования были удовлетворены на досудебной стадии. Земельный налог исчислен с момента получения права собственности на землю. С согласия участника процесса, руководствуясь ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон. Суд, выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части по следующим основаниям. Обсуждая вопрос о восстановлении срока для обращения с заявлением об обжаловании действий налогового органа, суд исходит из следующих положений. Налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2010 год датировано 29 октября 2010 года. По утверждению представителя получено Доштаевой Л.Д. в начале декабря 2010 года. Заявление Доштаевой Л.Д. поступило в суд 08 февраля 2011 года. При том положении, когда суду не представлено достоверных сведений о своевременном и надлежащем направлении и вручении налоговых отправлений, а также учитывая незначительный срок пропуска процессуального срока, суд полагает возможным восстановить срок на обжалование действий налогового органа. Пунктом 1 ст.65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми акта представленных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в т.ч., право собственности. В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В силу ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, в том числе на праве собственности. В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось сторонами, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> га, с кадастровым №, выдано Доштаевой Л.Д. - ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК Доштаевой Л.Д. направлено требование № на уплату земельного налога за 2008, 2009 г.г. за земельные участки, в том числе с кадастровым номером № по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, на сумму соответственно 969,39 руб., 1163,27 руб. ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС №2 России по РК Доштаевой Л.Д. направлено налоговое уведомление № на уплату земельного налога за 2010 год за земельные участки, в том числе с кадастровым номером № по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, на сумму 1288,75 руб. Согласно ст.52, п.4 ст.397 НК РФ физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Пунктом 6 ст.58 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Из указанных налоговых уведомлений следует, что Доштаева Л.Д. должна заплатить земельный налог в установленные в уведомлениях сроки. Для сведения сообщается, что за несвоевременную уплату налога начисляется пеня. Таким образом, направление налогового уведомления налогоплательщику означает осуществление налоговым органом действий в пределах своих полномочий по начислению и истребованию земельного налога с Доштаевой Л.Д. Возражения налогового органа о том, что на досудебной стадии спор был уже разрешен, налоговые уведомления за 2008-2010 годы сторнированы и налог исчислен с момента получения свидетельства права собственности на землю, а потому дело подлежит прекращению производством, суд не может принять во внимание. Суду не представлено сведений о надлежащем вручении налогоплательщику уведомлений о сложении налогов и досудебного урегулировании спора. Более того, само по себе удовлетворение требований заявителя не является основанием для прекращения производства по делу в соответствии со ст.220 ГПК РФ. Исходя из приведенных норм права и исследованных в судебном заседании доказательств, суд полагает, что налоговый орган не вправе требовать от Доштаевой Л.Д. уплаты земельного налога с принадлежащей ей земельной доли <данные изъяты> га за 2008, 2009 год. Доштаева Л.Д. в указанные периоды не была субъектом налоговых отношений, а земельный участок объектом налогообложения за эти периоды, поскольку плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности на земельный участок. Данное право возникло у Доштаевой Л.Д. лишь ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, разрешая судьбу спора, суд считает возможным не возлагать обязанность на налоговый орган об исчислении земельного налога на участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РК, <адрес>, в границах <адрес> СМО, с даты регистрации права собственности, потому как данное нарушение устранено заинтересованным лицом в добровольном порядке. Однако, требования Доштаевой Л.Д. не могут быть удовлетворены в полном объеме по следующим основаниям. Так, из указанного налогового уведомления следует, что взысканию с Доштаевой Л.Д. подлежит земельный налог за 2010 г. за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РК, <адрес>. Ни в судебном заседании, ни заявлении не оспаривалось взыскание земельного налога за вышеуказанный участок. Доводы заявителя, изложенные в заявлении и представленные в судебном заседании, касались исключительно незаконности действий налогового органа по начислению земельного налога за ее земельную долю <данные изъяты> га. Такое начисление земельного налога не противоречит закону, а потому в удовлетворении заявления в указанной части должно быть отказано. В соответствии с п. 19 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Поэтому в удовлетворении требований о взыскании с налоговых органов расходов на уплату государственной пошлины должно быть отказано. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Доштаевой Л.Д. об оспаривании действий налогового органа - удовлетворить частично. Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 России по Республике Калмыкия по начислению земельного налога и направлению налогового уведомления № об уплате Доштаевой Л.Д. земельного налога за 2010 год в размере 1288 рублей 75 копеек, налогового требования № об уплате Доштаевой Л.Д. земельного налога за 2008 год в размере 969 рублей 39 копеек, за 2009 год в размере 1163 рублей 27 копеек и пени в сумме 04 рублей 97 копеек на земельный участок кадастровый номер №, местоположение <адрес>, в границах <адрес> сельского муниципального образования. В удовлетворении остальной части требований Доштаевой Л.Д. – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия. Председательствующий судья Ендонов Е.К.