Судья Е.К.Ендонов Дело № 2-457/11г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерациис.Троицкое 14 ноября 2011 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Ендонова Е.К.,
при секретаре Андреевой А.А.,
с участием истца Аджугаевой М.С.,
ее представителя Манцаевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аджугаевой Мацак Саруновны к Администрации Ики-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, обязании постановки на учет на льготную очередь на получение жилья, включении в список на получение субсидии на приобретение или строительство жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Аджугаева М.С. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Ики-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Ики-Чоносовское СМО РК), Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Минстрой РК), мотивируя следующим.
Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации Ики-Чоносовского СМО РК от 14 октября 2011 г. ей, как вдове ветерана Великой Отечественной войны было отказано в постановке на льготный учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Данная комиссия, отказывая в постановке на льготный учет, сослалась на то, что ею были ухудшены жилищные условия, то есть по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ. она передала в дар своему сыну ФИО1 жилой дом и земельный участок по адресу: РК, <адрес>. Данное решение комиссии она считает незаконным, поскольку она не совершала действий, направленных на ухудшение жилищных условий, находясь в преклонном возрасте, она решила подарить этот дом сыну. Ее муж Манцаев Д.Ц. являлся участником Великой Отечественной войны, она состояла с ним в зарегистрированном браке, в настоящее время является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, ее сын ФИО1 проживает вместе с ней на одной жилой площади, ухаживает за ней, помогает вести личное подсобное хозяйство. Истец Аджугаева М.С. просит суд признать отказ Администрации Ики-Чоносовского СМО РК от 14 октября 2011 года незаконным, обязать Администрацию Ики-Чоносовского СМО РК поставить ее на учет на льготную очередь на получение жилья, восстановив ее нарушенное право с 14 октября 2011 года, обязать Минстрой РК включить ее в сводный список граждан – получателей субсидий на строительство или приобретение жилья.
В судебном заседании истец Аджугаева М.С. иск поддержала.
Представитель истца Манцаева А.Д., действующая на основании доверенности от 23.05.2011 г., поддержала заявленные требования Аджугаевой М.С. в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Ответчик – Администрация Ики-Чоносовского СМО РК в судебное заседание своего представителя не направила, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в их отсутствие, не заявив возражений по делу.
Ответчик - Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание своего представителя также не направило, но в письменном заявлении просило суд рассмотреть дело в их отсутствие, возражая против иска со ссылкой на ст.53 ЖК РФ.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ при отсутствии возражений участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав мнение стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Аджугаевой М.С. требований по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (с изменениями от 09.01.2010 № 30), постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются, помимо прочих, такие меры социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренных по договорам социального найма, признаются, в том числе, члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, главным критерием признания гражданина нуждающимся в жилье является обеспеченность каждого члена семьи ветерана общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Решением №10А от 11.11.2008 г. Собрания депутатов Ики-Чоносовского СМО РК третьего созыва установлена учетная норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма с 01.01.2009г., по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи – 3 человека и более.
Согласно выписке из решения №22 жилищно-бытовой комиссии при Администрации Ики-Чоносовского СМО от 14 октября 2011 года Аджугаевой М.С. – вдове участника Великой Отечественной войны, с составом семьи 1 человек, проживающей с 1957 года по <адрес>, отказано в постановке на льготный учет (ветераны Великой Отечественной войны) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, поскольку дом, где проживает Аджугаева М.С. принадлежит ее сыну, а она не является собственником указанного жилого помещения и членом семьи собственника жилого помещения.
Удостоверением серии <данные изъяты> подтверждается, что Аджугаева М.С. имеет права на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст.21 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии со справкой отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Целинному району №1157 от 25 октября 2011 года Аджугаева М.С. действительно является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Согласно справке отдела военного комиссариата РК по Целинному и Кетченеровскому районам №434 от 25 октября 2011 года Манцаев Дорджи Церенович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно являлся участников Великой Отечественной войны, проходил военную службу в период с 01.1943 г. по 06.1944г. в составе 664 стрелкового полка, 130 стрелковой дивизии, 44 Армии.
Из свидетельства о заключении брака №, выданного Ялуторовским отделом ЗАГС управления ЗАГС Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, Манцаев Д.Ц. и Аджугаева М.С. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака жене присвоена фамилия – «Аджугаева».
Из свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Манцаев Д.Ц. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Аджугаева М.С. подарила, а ФИО1. принял в дар земельный участок под кадастровым номером № расположенный на нем одноэтажный жилой дом общей площадью 39, 34 кв.м. (Литер 1,а,б) по адресу: РК, <адрес>.
На основании свидетельств о государственной регистрации права <адрес> и <адрес>, выданных Управлением Росреестра по РК от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1491 кв.м. и жилой дом, общей площадью 39,34 кв.м., расположенных по адресу: РК, <адрес>.
Согласно выписке из похозяйственной книги №1 лицевой счет №88 Администрации Ики-Чоносовского СМО РК в жилом <адрес> проживают: <данные изъяты>
Согласно данным технического паспорта на жилой дом по адресу: РК, <адрес>, общая площадь эта дома составляет 39,34 кв.м., жилая площадь – 28,7 кв.м.
Как установлено в судебном заседании Аджугава М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищно-бытовой комиссии при Администрации Ики-Чоносовского СМО РК ей отказано в постановке на льготный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, каких-либо данных о том, что истец Аджугаева М.С. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в судебное заседание не представлено, поэтому оснований, предусмотренных ст.53 и п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ для отказа в постановке ее на учет не усматривается. Кроме того, исходя из норм жилищного законодательства, основным критерием признания гражданина нуждающимся в жилье является его обеспеченность жилой площадью.
Жилой <адрес> имеет общую площадь 39,34 кв.м. В указанном доме с 2002 года проживает истец Аджугаева М.С., вместе с ней проживают еще 2 члена семьи: <данные изъяты> На одного члена семьи Аджугаевой М.С. приходится по 13,11 кв.м общей жилой площади, т.е. менее учетной нормы площади жилого помещения (по 18 кв.м. на 1 человека), установленного решением органа местного самоуправления, силу чего она имела право на улучшение жилищных условий как до отчуждения дома, так и после этого.
В качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны законодатель предусмотрел обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленной нормой. При этом данная мера должна распространяться на всех ветеранов, нуждающихся в жилье, и не может ставиться в зависимость от времени постановки на учет и имущественного положения ветерана.
Постановлением Правительства РК №190 от 26 мая 2006 г. в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих Республике Калмыкия, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.
В соответствии с п.7 Порядка…, утвержденного постановлением Правительства РК от 26 мая 2006 года № 190, формирование списков граждан-получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований. Уполномоченный орган исполнительной власти РК на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводные списки по Республике Калмыкия.
Функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением Правительства РК № 190 возложены на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия функции.
Пунктом 3 Указа Главы Республики Калмыкия от 03ноября2010года №330
"О совершенствовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия" Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия переименовано в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Минстрой РК является надлежащим ответчиком, потому как сводные списки граждан-получателей субсидий формирует именно этот орган. Ссылки ответчика на положения ст.53 Жилищного кодекса РФ суд не принимает во внимание, потому как размер общей жилой площади, приходящийся на члена семьи Аджугаевой М.С. был менее гарантированной законом, как до отчуждения доли, так и после этого. Поэтому она имела право и в настоящее время имеет право на улучшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, исковые требования Аджугаевой М.С. подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Аджугаевой Мацак Саруновны - удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии при Администрации Ики-Чоносовкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 14 октября 2011 года об отказе Аджугаевой Мацак Саруновне в постановке на льготный учет (ветераны Великой Отечественной войны) граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию Ики-Чоносовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия поставить Аджугаеву Мацак Саруновну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия включить Аджугаеву Мацак Саруновну в сводный список граждан – получателей субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья Е.К. Ендонов