компенсация морального вреда



Судья Джамбинов Е.В. Дело № 2-267/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Троицкое 21 августа 2012 года

Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Джамбинова Е.В.,

при секретаре Азыдовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бовалдаева Сергея Дорджи-Гаряевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, отделу №13 Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бовалдаев С.Д-Г. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ он был реабилитирован как сын родителей, подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку. Российская Федерация официально признала его жертвой политических репрессий. Исходя из положений Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", статус жертвы политических репрессий и, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки о его реабилитации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации. Поэтому применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно Постановлению Европейского Суда по правам человека от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии" в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий, если этот пробел не будет устранен, государство-ответчик должно выплатить 4000 евро в качестве компенсации морального вреда каждому из заявителей. Поскольку Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, исковые требования Бовалдаева С.Д-Г. должны быть разрешены с учетом правовой позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии".

Истец считает, что в отношении него нарушена статья 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку у него имеется собственность в виде основанного на законе "О реабилитации жертв политических репрессий" и Конституции РФ правомерного ожидания возмещения ущерба, причиненного физическими и нравственными страданиями, связанными с незаконным ограничением (лишением) свободы. С 01 января 2005 г. гарантия компенсации морального ущерба из преамбулы закона исключена. Фактически это отказ от правовой и моральной обязанности государства, что противоречит статье 1 Протокола № 1 к Конвенции и не может применяться судами во избежание нарушения ч.4 ст.15 Конституции РФ.

Истец указывает, что ему, родившемуся в ссылке в семье спецпереселенцев, на протяжении многих лет даже после возвращения на историческую родину приходилось жить с "ярмом" сына изменника родины, слышать оскорбления в свой адрес от разных людей, в том числе, от людей, наделенных властью. Ни руководство СССР, ни лидеры современной России до сих пор не принесли официального извинения его народу, поэтому политическую реабилитацию нельзя считать полной. Просит взыскать с Министерства финансов РФ из средств казны РФ компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей.

В судебном заседании истец Бовалдаев С.Д-Г. свои исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представители ответчиков – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, отдела №13 Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Бовалдаева С.Д-Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 (в ред. от 06 февраля 2007 г.) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 ст.54 Конституции Российской Федерации).

Ответственность за причинение морального вреда впервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми 31 мая 1991 года и вступившими в законную силу с 03 августа 1992 года, а с 01 января 2008 года утратившими силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ. Статья 131 Основ устанавливала ответственность за нанесение морального вреда по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.12 Федерального закона от 26 января 1996 г. №15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 1069 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года и причиненный вред остался невозмещенным.

Как установлено в судебном заседании, отец истца Бовалдаева С.Д-Г. – ФИО1 Д-Г.М. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР №115/144 от 27 декабря 1943 г. "О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР" был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку (калмыки) и 28 декабря 1943 г. выселен на спецпоселение в Красноярский край. Бовалдаев С.Д-Г. родился ДД.ММ.ГГГГ, находился под надзором спецкомендатуры по март 1956 г., в соответствии с п. "в" ст.3 и (или) ст.1-1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" истец реабилитирован. Данное обстоятельство подтверждается справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке и по информации Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Целинному району от 07 августа 2012 г. № 249 Бовалдаев С.Д-Г. имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и ст.4 Закона Республики Калмыкия "О мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий".

Таким образом, события, послужившие основанием требования Бовалдаева С.Д-Г. о компенсации морального вреда в связи с применением к нему политических репрессий, имели место до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право истца на его компенсацию в денежном выражении.

Согласно ст.2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно - этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально - государственных образований, перекраиванием национально - территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

В силу ст.3.1 указанного Закона РСФСР на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 мая 2007 г. № 383-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волик И.В. на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Последствия реабилитации определены в ст.ст.12-18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", которые предусматривают компенсацию материального и морального ущерба путем предоставления льгот реабилитированным лицам и возмещения стоимости изъятого имущества на основании утвержденных Правительством Российской Федерации 03 мая 1994 г. Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации. В ином виде указанные нормативные акты возмещение ущерба не предусматривают.

В судебном заседании установлено, что Бовалдаеву С.Д-Г. предоставлены льготы и меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", указанный закон возмещение ущерба в ином виде не предусматривает. До 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались. Следовательно, заявленные требования Бовалдаева С.Д-Г. о компенсации морального вреда в связи с применением к нему мер политических репрессий в 1943 г. в виде выселения из мест проживания по национальному (калмыки) признаку на спецпоселение, а также ограничение его прав и свобод, удовлетворению не подлежат.

Ссылка истца на Постановление Европейского суда по правам человека от 02 февраля 2010 г. по делу "Клаус и Юрий Киладзе (Klaus and Iouri Kiladze) против Грузии" (жалоба № 7975/06) несостоятельна, поскольку в силу вышеназванной позиции Конституционного Суда Российской Федерации Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" был принят в целях реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых на территории Российской Федерации, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Компенсация морального вреда в денежном выражении не предусмотрена.

Таким образом, суд считает, что в Российской Федерации отсутствует какая-либо правовая неопределенность, препятствующая жертвам советских политических репрессий использовать на практике свои права на компенсацию.

Кроме того, отдел №13 Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия статуса юридического лица не имеет, то есть в соответствии со ст.ст.48, 49 Гражданского кодекса РФ не обладает юридической правоспособностью и не может быть надлежащим ответчиком по настоящему делу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бовалдаева Сергея Дорджи-Гаряевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, отделу №13 Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Целинный районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий судья подпись Е.В.Джамбинов

Копия верна

Судья

Целинного районного суда

Республики Калмыкия Е.В.Джамбинов