Гр/дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Целинное <дата> года
Целинный районный суд Алтайского края
в составе судьи Ярыгиной Н.В.
при секретаре Кудериной Л.Н.
с участием помощника прокурора Целинного района Чунихиной Л.В.
представителя ответчика Шмидт В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Целинного района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ложкинского сельсовета Целинного района Алтайского края о запрещении экологически вредной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ложкинского сельсовета Целинного района Алтайского края о запрете эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на северо-западной окраине <с.> около склада <**> и о понуждении ответчика ликвидировать указанную свалку твердых бытовых отходов с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований.
В обоснование заявленных требований прокурор Целинного района сослался на то, что в результате проведенной прокуратурой Целинного района проверки выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что на северо-западной окраине <с.> около склада <**> на территории в отсутствие у органов местного самоуправления санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок и деятельность с отходами жителями <с.> производится несанкционированное складирование твердых бытовых отходов: упаковочной тары, стекла, пластмассовых бутылок, строительного мусора и т.д.
В силу ч.1 ст.35 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической с учетом ближайших и отдельных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
Согласно акту проверки от <дата> г. указанное место складирования твердых бытовых отходов является несанкционированным и оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Согласно ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» <номер> ФЗ от <дата> года следует, что создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидротехнических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключительного государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст.ст.51,52 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных радиоактивных отходов на территориях, прилегающих городских и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В силу п.2.2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001 г., участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно п.3.2. указанных правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м.
В нарушение указанных требований на северо-западной окраине <с.> около склада <**> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки твердых бытовых отходов в установленном порядке не отведен, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования не проводились.
В соответствии с п.4.15 Сан.Пин 3.2. 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцитами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведение следующих мероприятий:
- поддержание чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств;
- сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.
Согласно п.18 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вызова мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей <с.> на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающих и экологических правоотношений.
В связи с тем, что данное нарушение законодательства в будущем может представлять угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Чунихина Л.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Шмидт В.П. требования прокурора признала в полном объеме.
Согласно ст.39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 333.36 НК РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ст. ст. 39, 103, ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Целинного района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ложкинского сельсовета Целинного района Алтайского края удовлетворить в полном объеме.
Запретить эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов, расположенной на северо-западной окраине <с.> около склада <**>
Обязать администрацию Ложкинского сельсовета Целинного района Алтайского края ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на северо-западной окраине <с.> около склада <**>
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в 10-дневный срок со дня его вынесения.
Судья подписано