№ 2-317/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Целинное 02 ноября 2011 года
Целинный районный суд
Алтайского края в составе судьи Ярыгиной Н.В.
при секретаре Лобановой М.Я.
с участием представителя ответчик Сериковой Е.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Жукова И.П. к Администрации Целинного района Алтайского края о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации и наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Жуков И.П. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании договора о передаче жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность ФИО2 недействительным в части не включения в число сособственников Жукова И.П., определении доли ФИО2 и Жукова И.П. в праве собственности на указанный жилой дом равными по 1/2; признании за истцом права собственности на 1/2 долю жилого дома и включении 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти ФИО2, умершей <дата>.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в <дата> году он и ФИО2 обратились в администрацию совхоза <данные изъяты> с просьбой передать им дом, расположенный по адресу <адрес>, в собственность в порядке приватизации и представили необходимые документы.
На момент приватизации никто, кроме вышеуказанных лиц, не имел права пользования спорным домом, поэтому они считали, что вдвоем стали собственниками занимаемой ими жилплощади.
<дата> совхоз <данные изъяты> в лице ФИО5 заключил с ними договор о передаче жилья в собственность. При этом в договоре в качестве собственника значилась только ФИО2, но в п. 2 договора указано, что квартира передается в собственность семье из 2 -х человек.
Таким образом, несмотря на волеизъявление Жукова И.П. о получении жилья в собственность, он в качестве покупателя в договоре указан не был, что являлось нарушением ст. 2 закона «О приватизации».
В соответствии с ч.1 ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Согласно п. 5 ст. 244 ГК РФ, по соглашению участников совместной собственности, а при не достижения согласия - по решению суда - на общее имущество может быть установлена долевая собственность. Однако заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в договор о передаче квартиры в собственность и об определении долей в совместной собственности не представляется возможным в связи со смертью ФИО2, умершей <дата>.
В связи с изложенным, истец просит определить доли Жукова И.П. и ФИО2 в праве собственности на указанный жилой дом, признав их равными, и признать за ним право собственности на 1/2 долю указанного жилого помещения, 1/2 долю ФИО2 включить в состав наследственного имущества, оставшегося после ее смерти.
Истец Жуков И.П., третьи лица – нотариус г.Бийска Цупий Н.А., представители администрации Марушинского сельсовета, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Целинного района Серикова Е.Л. в судебном заседании пояснила, что требования истца являются законными и обоснованными, поскольку в 1990-х годах сложилась такая практика, что в договоре приватизации в качестве покупателя указывали лишь одного члена семьи, хотя жилье передавали в собственность, как указано в данном конкретном случае, семье из 2 человек.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилья в собственность граждан оформляется письменным договором передачи, заключаемым предприятием с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующими Советами народных депутатов. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора.
Согласно свидетельству о заключении брака <номер>, выданному <дата>, Жуков И.П. состоял в зарегистрированном браке с ФИО2 с <дата> и до ее смерти <дата> (свидетельство о смерти <номер> от <дата>, выданное администрацией <адрес> края).
В соответствии с договором о передаче жилья в собственность, заключенным <дата> между директором совхоза <данные изъяты> ФИО5 и ФИО2, жилой дом <номер> по <адрес> был передан в собственность ФИО2 Однако в заявлении о передаче жилья в собственность так же был указан и Жуков И.П., поскольку на момент приватизации в указанном доме они были зарегистрированы и проживали оба, что подтверждается справкой администрации <данные изъяты> сельсовета <номер> от <дата>, выданной на основании лицевого счета <номер> похозяйственной книги <номер> за <дата> годы.
В настоящее время по указанному адресу: <адрес> никто не проживает и не зарегистрирован, что подтверждается справкой <данные изъяты> сельсовета <номер> от <дата>, выданной на основании лицевого счета <номер> похозяйственной книги <номер> за <дата>.
Согласно выписки из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности жилой дом, по адресу: <адрес> общей площадью 53,70 кв.м., принадлежит на праве собственности Жукову И.П. и ФИО2
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю следует, что запрашиваемые сведения об объекте недвижимого имущества - жилого дома по адресу: <адрес> не могут быть предоставлены, поскольку в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют.
При передаче жилья в собственность ФИО2 было получено согласие истца на передачу занимаемой квартиры в совместную собственность, однако, при заключении договора жилье передано в собственность только ФИО2
Передача жилья в собственность одного нанимателя без оформления отказа лиц, сохраняющих право на это жилое помещение, от права на получение доли в собственность на него, не может быть признана соответствующей требованиям действующего законодательства.
Таким образом, право истца Жукова И.П. на получение жилья в собственность в порядке приватизации было нарушено и договор передачи жилья в собственность от <дата> необходимо признать недействительным в части не включения Жукова И.П. в договор и отсутствия указания о собственниках квартиры, а также признать за истцом право собственности на 1/2 долю квартиры в порядке приватизации.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Исходя из сообщения нотариуса Целинного нотариального округа Репринцевой О.В. следует, что наследственное дело к имуществу ФИО2, <дата> года рождения, умершей <дата> не заводилось.
Истец после смерти наследодателя в шестимесячный срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, заведено наследственное дело <номер>, что подтверждается справкой нотариуса г.Бийска Алтайского края Н.А.Цупий от <дата>
В соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. В соответствии со ст. 3.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ », в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31.05.2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Суд признает необходимым выделить долю умершей <дата> года ФИО2 в праве собственности на жилой дом, равную 1/2, так как дом был приватизирован в период брака и являлся общей совместной собственностью супругов. Поскольку иное не определено соглашением, суд признает доли в праве общей собственности на квартиру равными на основании ч.2 ст. 254 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 218 ГК РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст.ст. 166-168, 244, 1141, 1142 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жукова И.П. удовлетворить.
Признать договор от <дата> о передаче жилого дома <номер> по <адрес> в собственность ФИО2 недействительным в части не включения в число сособственников Жукова И.П..
Определить доли ФИО2 и Жукова И.П. в праве собственности на жилой дом <номер> по <адрес> равными по 1/2.
Признать за Жуковым И.П. право собственности на 1/2 долю жилого дома <номер> по <адрес> в порядке приватизации.
Включить 1/2 долю в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей <дата>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения.
Судья подписано