Решение о признании права собственности на домовладение в порядке приватизации.



Гр/дело №2-320/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

С. Целинное 07 ноября 2011 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Магель Л.Н.

при секретаре Кудериной Л.Н.

с участием истца                          Тарлавиной И.А.

ответчиков     Немочкиной Т.А.

                                     Немочкина А.В.

                                     Немочкина И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тарлавиной И.А. к Немочкиной Т.А., Немочкину А.В., Немочкину И.В. о признании права собственности на домовладение в порядке приватизации, по встречному иску Немочкиной Т.А., Немочкина И.В. к Тарлавиной И.А., Немочкину А.В. о признании права собственности в порядке приватизации и в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Истец Тарлавина И.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам о признании договора о передаче жилья в собственность от <дата>, заключенного между товариществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> <адрес> и Немочкиной Т.А. недействительным в части невключения в число собственников Тарлавиной И.А., о признании за Тарлавиной И.А. права собственности на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истец Тарлавина И.А. сослалась на то, что с <дата> года, она и её дочь Немочкина Т.А., зять ФИО5, умерший <дата>, проживали в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный жилой дом был предоставлен им для проживания по договору социального найма совхозом <данные изъяты> <адрес>. На момент приватизации вследствие реорганизации совхоз был переименован в товарищество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>. В начале <дата> года на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» указанными лицами было подано заявление о передачи в собственность названного жилого дома, которое было рассмотрено на заседании районной комиссии по приватизации жилищного фонда, и принято положительное решение о приватизации жилого дома. <дата> был заключен договор о передаче жилья в собственность, в котором в качестве покупателя указана лишь Немочкина Т.А., а Тарлавина И.А. и ФИО5 как «Покупатели» указаны не были, хотя в заявлении указаны как члены семьи, кроме того, в жилом помещении совместно с ними проживали несовершеннолетние Немочкин А.В. и Немочкин И.В. На тот момент им указали, что все законно и обоснованно, собственниками квартиры являются все.

<дата> умер ФИО5, при его жизни право собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу не было зарегистрировано в установленном законом порядке. В настоящее время Тарлавина И.А. и Немочкина Т.А. решили привести в соответствии с действующим законодательством РФ документы на жилой дом, зарегистрировать сврё право собственности, однако регистрация невозможна в виду того, что в договоре о передаче жилья в собственность указано три члена семьи, а в качестве покупателя в договоре указана только Немочкина Т.А. Нотариус Целинного нотариального округа указал, что поскольку право собственности на квартиру своевременно не было зарегистрировано, свидетельство о праве на наследство не может быть выдано, кроме того, необходимо решать вопрос о выделе доли с имеющимися наследниками. Кроме того, в заявлении о приватизации, неверно указано имя истца, согласно паспорта её имя <Имя>, а в заявлении о приватизации она указана как <Имя>, данное разночтение произошло ввиду того, что жители <адрес> знают истца по имени <Имя>, так как с детства её называли по этому имени, при подаче заявления о приватизации истец не придала этому значение.

Ответчики Немочкина Т.А. и Немочкин И.В. подали встречное исковое заявление, в котором просят выделить долю ФИО5, умершего <дата>, в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признав её равной 1/3, признать за Немочкиной Т.А. право собственности в порядке приватизации на 1/3 долю жилого дома по вышеуказанному адресу и в порядке наследования после смерти ФИО5 на 1\3 его доли жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, признав за Немочкиной Т.А. 1/6 долю, признать за Немочкиным И.В. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО5 на 1\3 его доли спорного жилого дома, определив 1/6 долю.

В обоснование заявленных требований сослались на нормы ЖК РСФСР, Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», а также указали, что после смерти ФИО5 открылось наследство в виде денежного вклада в Сберегательном банке, земельного пая сельскохозяйственного назначения, доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где он проживал вместе со своей семьей, имея общий бюджет и общее хозяйство.

После смерти ФИО5, ответчики, истцы по встречному иску Немочкина Т.А. и Немочкин И.В., как наследники первой очереди по закону, в шестимесячный срок обратились к нотариусу и впоследствии ими был получены свидетельства о праве на наследство на денежный вклад и земельный пай сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании истец, ответчик по встречному иску Тарлавина И.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражала против удовлетворения встречных исковых требований.

Ответчики, истцы по встречному иску Немочкина Т.А. и Немочкин И.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении встречных исковых требований по изложенным в заявлении основаниям, с требованиями Тарлавиной И.А. согласны в полном объеме.

Ответчик Немочкин А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований Тарлавиной И.А., а также встречных исковых требований Немочкиной Т.А. и Немочкина И.В.

Третьи лица – нотариус Целинного нотариального округа, представитель отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще, просят рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает заявленные исковые требования и встречные исковые требования законными и обоснованными.

В силу статей 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фондов по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти жилые помещения в собственность. Передача жилья в собственность граждан оформляется письменным договором передачи, заключаемым предприятием с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующими Советами народных депутатов. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора.

Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о рождении Немочкиной (****) Т.А., серии <номер>, выданному <дата> <данные изъяты> сельским советом <адрес>, в графе мать указана Тарлавина И.А..

Из свидетельства о заключении брака <номер>, выданного <дата> <данные изъяты> сельским советом <адрес> Немочкиной (****) Т.А. состояла в зарегистрированном браке с ФИО5 с <дата> и до его смерти <дата> (свидетельство о смерти <номер>, выданное <дата> Администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес>).

От указанного брака Немочкина Т.А. имеет детей Немочкина А.В., <дата> года рождения (свидетельство о рождении <номер>, выданное <дата> <данные изъяты> сельским советом <адрес>), Немочкина И.В., <дата> года рождения (свидетельство о рождении <номер>, выданное <дата> <данные изъяты> сельским советом <адрес>)

В соответствии с договором о передаче жилья в собственность, заключенным <дата> между директором ТОО <данные изъяты> и Немочкиной Т.А., жилой дом <адрес>, несмотря на указание в договоре, в заявлении о передачи жилья в собственность о семье из трех человек, был передана в собственность только Немочкиной Т.А., договор зарегистрирован в комитете по управлению муниципальным имуществом в реестре за <номер>.

Вместе с тем, по состоянию на <дата>, то есть на момент приватизации жилого помещения, предоставленного семье для проживания по договору социального найма, в жилом доме по адресу: <адрес>, совместно проживали и были зарегистрированы Немочкина Т.А., ФИО5, Немочкин А.В., Немочкин И.В., Тарлавина И.А., что подтверждается справкой, выданной Администрацией <данные изъяты> сельсовета от <дата>, выданной на основании записей в лицевом счете <номер> похозяйственной книги <номер> за <дата> год.

При передаче жилья в собственность Немочкиной Т.А. было получено согласие ФИО5 и Тарлавиной И.А. на передачу занимаемого жилья в общую совместную собственность, однако, при заключении договора жилье передано в собственность только Немочкиной Т.А.

Передача жилья в собственность одного нанимателя без оформления отказа лиц, сохраняющих право на это жилое помещение, от права на получение доли в собственность на него, не может быть признана соответствующей требованиям действующего законодательства.

В едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, отсутствуют, что подтверждается уведомлением <номер> от <дата> государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Таким образом, право истца, ответчика по встречному иску Тарлавиной И.А., а также право умершего ФИО5 на получение жилья в собственность в порядке приватизации было нарушено, и договор передачи жилья в собственность от <дата> необходимо признать недействительным в части не включения Тарлавиной И.А. в число собственников и отсутствия указания о собственниках дома.

Кроме того, учитывая показания ответчиков, истцов по встречному иску Немочкиной Т.А., Немочкина И.В., ответчика Немочкина А.В., пояснивших, что Тарлавину И.А. односельчане и родственники называют <Имя>, несмотря на то, что в паспорте её имя указано <Имя>, суд приходит к выводу, что в договоре о приватизации допущена описка, и Тарлавина И.А. и указанная в договоре о приватизации Тарлавина И.А. одно и то же лицо.

ФИО5, <дата> года рождения, умер <дата>, о чем составлена запись акта о смерти <номер> и выдано свидетельство о смерти <номер>.

Поскольку спорный жилой дом был приватизирован Немочкиной Т.А., ФИО5и Тарлавиной И.А., являлся общей долевой собственностью указанных лиц, и иное не определено соглашением, суд признает доли участников долевой собственности на жилой дом равными на основании ч.1 ст.245 ГК РФ, в связи с чем, за Тарлавиной И.А., Немочкиной Т.А. признается право собственности на 1/3 долю спорного жилого дома в порядке приватизации за каждой, кроме того, суд считает необходимым выделить долю умершего ФИО5 в праве собственности на названный жилой дом, равную 1/3. Указанная доля переходит в порядке наследования наследникам первой очереди.

Наследниками первой очереди после смерти ФИО5 в силу ст.1142 ГК РФ, кроме его жены Немочкиной Т.А., являются, его дети: Немочкин А.В. и Немочкин И.В.. Немочкин И.В. на наследство, открывшееся после смерти отца ФИО5 не претендует, и не намерен оформлять право собственности на его долю.

Ответчики, истцы по встречному иску Немочкина Т.А. и Немочкин И.В. в силу ч.2 ст.1153 ГК РФ приняли наследство фактически, оставшись проживать в спорном доме, забрав вещи наследодателя, получив свидетельство о праве на наследство по закону у нотариуса Тогульского нотариального округа.

Согласно информации нотариуса Целинного нотариального округа, наследственное дело к имуществу ФИО5, умершего <дата>, не заводилось.

С учетом изложенного, поскольку ответчики, истцы по встречному иску Немочкина Т.А. и Немочкин И.В. является в силу ч.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди после смерти ФИО5, приняли наследство, другие наследники первой очереди на наследство не претендуют, суд признает за Немочкиной Т.А. и Немочкины И.В. право собственности на 1/6 долю жилого дома <номер> по <адрес> за каждым в порядке наследования после смерти ФИО5.

Руководствуясь законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст.ст. 166-168, 218, 244, 1142, 1152, 1158 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тарлавиной И.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать договор передачи жилья в собственность от <дата>, заключенный между товариществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> <адрес> и Немочкиной Т.А. недействительным в части невключения в число собственников Тарлавиной И.А..

Признать за Тарлавиной И.А. право собственности на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Исковые требования Немочкиной Т.А., Немочкина И.В. удовлетворить в полном объеме.

Выделить долю ФИО5, умершего <дата>, в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации, признав её равной 1/3.

Признать за Немочкиной Т.А. право собственности на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Признать за Немочкиной Т.А. право собственности на 1/6 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО5.

Признать за Немочкиным И.В. право собственности на 1/6 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО5.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья         подписано