Решение о признании права собственности на домовладение и земельный участок в порядке наследования.



Гр/дело 2-20/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Целинное 10 февраля 2011 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Ярыгиной Н.В.

при секретаре Лобановой М.Я.

с участием Смагина А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смагина А.С. к Смагину В.С. о признании права собственности на домовладение и земельный участок в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Смагин А.С. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о выделении 1/2 доли ФИО2, умершего <дата>, 1/2 доли ФИО1, умершей <дата>, в праве собственности на квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>; о признании за истцом права собственности на 1/2 долю вышеуказанного домовладения в порядке наследования после смерти ФИО2 и на 1/2 долю в порядке наследования после смерти ФИО1; о признании права собственности в порядке наследования после смерти ФИО2 на земельный участок общей площадью 1148 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований Смагин А.С. сослался на то, что с <дата> его родители ФИО1, <дата> года рождения, умершая <дата>, ФИО2, <дата> года рождения, умерший <дата> проживали в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме того, совместно с родителями истца проживал его родной брат ФИО3, <дата> года рождения, который погиб <дата>.

Данная квартира была предоставлена им для проживания по договору социального найма совхозом <данные изъяты> <адрес>.

В 1992 году на основании Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» родителями истца было подано заявление о передаче в собственность вышеуказанной квартиры, которое было рассмотрено на заседании районной комиссии 04 января 1993 года по приватизации жилищного фонда, и принято положительное решение о приватизации квартиры.

В соответствии со ст. 54-1 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести их в собственность, в том числе совместную, долевую на условиях, установленных законодательством РСФСР.

<дата> был заключен договор о передаче жилья в собственность, в котором в качестве покупателя указан лишь ФИО2, мать и брат истца как «Покупатели» указаны не были.

В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» договор подлежит государственной регистрации в учреждении регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в собственности ФИО7, на основании свидетельства о праве собственности на земельный участок, выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права собственности на земельный участок имелся земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 1148 кв.м, кадастровой стоимостью <данные изъяты>.

При жизни родителей истца право собственности на квартиру и земельный участок, по вышеуказанному адресу не было зарегистрировано в <данные изъяты> отделе управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ранее Целинный отдел Главного управления юстиции Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Алтайского края).

После смерти ФИО2 в указанном выше домовладении продолжала проживать его супруга ФИО1 до момента своей смерти, в настоящее время в домовладении никто не проживает. После смерти ФИО1 истец фактически вступил во владение наследственным имуществом, наследство сохранил и принял. Кроме истца наследником по закону является его родной брат Смагин В.С., который на наследство не претендует и не намерен оформлять свое право на наследство. Погибший брат истца ФИО3 в приватизации не участвовал, в браке не состоял, наследников не имел, при жизни свое право собственности на квартиру и земельный участок не оспаривал.

<дата> решением Целинного районного суда установлен факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти ФИО1.

Кроме того, нотариусом <данные изъяты> нотариального округа истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад, хранящийся в филиале <номер> <данные изъяты> отделения Сберегательного банка РФ. Однако нотариус <данные изъяты> нотариального округа указала, что поскольку право собственности на квартиру и земельный участок своевременно не было зарегистрировано в <данные изъяты> отделе управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю свидетельство о праве на наследство не может быть выдано, кроме того, в договоре о передачи жилья в собственность указаны два члена семьи, однако в качестве «Покупателя» указан один ФИО2.

Наследник первой очереди - Смагин В.С. в настоящее время на наследство, открывшееся после смерти ФИО1. и ФИО2, не претендует и не намерен оформлять право собственности.

Истец Смагин А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что на момент приватизации в жилом доме по адресу: <адрес> проживала мать истца ФИО1, умершая <дата>, однако при заключении договора жилье передано в собственность только ФИО2, чем существенно нарушены права ФИО1 на получения жилья в собственность. В связи с чем необходимо выделить доли ФИО2 и ФИО1 в спорной квартире. После смерти родителей истец фактически принял наследство, а именно взял часть вещей, предметы мебели.

Ответчик Смагин В.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме.

Третье лицо без самостоятельных требований нотариус Целинного нотариального округа Репринцева О.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежаще, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласна.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает исковые требования законными и обоснованными.

Из содержания ст.218 ГК РФ, устанавливающей основания приобретения права собственности, следует, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу статей 1111, 1119 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В ст.1142 ГК РФ определены наследники первой очереди по закону, которыми являются дети, супруг и родители наследодателя.

Исходя из требований ст.1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества.

Как установлено в судебном заседании согласно свидетельству о рождении Смагина А.С. <номер>, выданному <дата>, справки о рождении Смагина В.С. <номер>, выданной <дата> руководителем органа ЗАГС администрации <адрес>, в графе отец указан ФИО2, который согласно свидетельству о смерти <номер> от <дата>, умер <дата>, в графе мать указана ФИО1, которая согласно свидетельству о смерти <номер> от <дата>, умерла <дата>.

При жизни ФИО2 для огорода в собственность был передан земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от <дата>, сведения о праве собственности ФИО2 на названный земельный участок площадью 1148 кв.м с кадастровой стоимостью <данные изъяты>. внесены в лицевой счет <номер> похозяйственной книги <номер> <данные изъяты> сельсовета.

В соответствии с договором о передаче жилья в собственность, заключенным <дата> между директором совхоза <данные изъяты> ФИО9 и ФИО2 квартира, расположенная по адресу: <адрес> была передана в собственность ФИО2 на семью из двух человек.

На момент приватизации в указанной квартире, кроме ФИО2 были зарегистрированы и проживали ФИО1 и ФИО3, что подтверждается справкой администрации <данные изъяты> сельсовета <номер> от <дата>. При передаче жилья в собственность ФИО2 было получено согласие ФИО1 на передачу занимаемого жилого дома в совместную собственность, однако, при заключении договора жилье передано в собственность только ФИО2

ФИО3, согласно свидетельству о смерти <номер> от <дата>, умер (Дата) года, о чем в книге регистрации актов о смерти <дата> произведена запись за <номер>. При жизни ФИО3 договор приватизации не оспорил.

Передача жилья в собственность одного нанимателя без оформления отказа лиц, сохраняющих право на это жилое помещение, от права на получение доли в собственность на него, не может быть признана соответствующей требованиям действующего законодательства. Таким образом, право ФИО1 на получение жилья в собственность в порядке приватизации было нарушено, в связи с чем, суд считает необходимым выделить долю умершего <дата> ФИО2 в праве собственности на квартиру, равную 1/2, так как квартира была приватизирована в период брака и являлась общей совместной собственностью супругов, и выделить долю умершей <дата> ФИО1 в праве собственности на указанную квартиру, равную 1/2.

Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.

В настоящее время, согласно справке администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от <дата> в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает.

Решением Целинного районного суда Алтайского края от <дата> установлен факт принятия Смагиным А.С. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, <дата> года рождения, умершей <дата>.

Наследниками по закону после смерти ФИО2 и ФИО1, являются Смагин А.С., который принял наследство после смерти ФИО2 фактически до истечения шести месячного срока после смерти ФИО2, забрав вещи, принадлежащие наследодателю, и принял наследство после смерти ФИО1, что подтверждается решением Целинного районного суда от <дата>; Смагин В.С., который наследство, открывшееся после смерти ФИО2 и ФИО1 не принимал и не претендует на наследственное имущество. Других наследников какой-либо очереди, обратившихся к нотариусу на момент вынесения решения судом, нет, что подтверждается информацией нотариуса, согласно которой в производстве нотариуса <данные изъяты> нотариального округа имеется наследственное дело <номер> открытое к имуществу умершего <дата> ФИО2, на основании заявления наследника по закону ФИО1, кроме того в производстве нотариуса <данные изъяты> нотариального округа имеется наследственное дело <номер> открытое к имуществу умершей <дата> ФИО1, на основании заявления наследника по закону Смагина А.С., которому выдано свидетельство о праве на наследство, которое состоит из денежного вклада.

С учетом изложенного, поскольку истец Смагин А.С. , в силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ принял наследство фактически после смерти ФИО2 и ФИО1, другие наследники первой очереди на наследство, открывшееся после смерти ФИО2 и ФИО1, не претендуют, суд признает за Смагиным А.С. право собственности в порядке наследования по закону на 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, после смерти его отца ФИО2 и на 1/2 долю указанного дома в порядке наследования, после смерти его матери ФИО1, а также право собственности в порядке наследования, после смерти отца ФИО2 на земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.

Руководствуясь ст.1153 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смагина А.С. удовлетворить.

Выделить долю умершего <дата> ФИО2 в праве собственности на квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в порядке приватизации, признав её равной 1/2.

Выделить долю умершей <дата> ФИО1 в праве собственности на квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в порядке приватизации, признав её равной 1/2.

Признать за Смагиным А.С. право собственности на квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, определив за ним 1/2 долю в порядке наследования после смерти ФИО2 и 1/2 долю в порядке наследования после смерти ФИО1.

Признать за Смагиным А.С. право собственности на земельный участок, общей площадью 1148 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года.

Судья подписано