№2(1)-166/2010 по иску Бузулукского межрайпрокуроа к Администрации Бузулукского арйона об обеспече



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бузулук 29 июля 2010 года

         Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Быковой Н.В., при секретаре Михайловой И.В.,  

с участием: помощника Бузулукского межрайпрокурора Маловой Е.П., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайпрокурора в интересах П.В.В. к Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Правительства Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л :

   Бузулукский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах П.В.В. к Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, Управлению жидищно – коммунального хозяйства Министерства строительства жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

   На основании Определений Бузулукского районного суда Оренбургской области от Дата обезличена года принят отказ Бузулукского межрайпрокурора от исковых требований к Управлению жидищно – коммунального хозяйства Министерства строительства жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в этой части требований производство по делу прекращено в связи с отказом прокурора от иска. К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено Правительство Оренбургской области.

   В судебное заседание истец П.В.В. не явился, представив заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что иск поддерживает в полном объеме.

   Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на иск, в котором просили дело рассмотреть без участия представителя администрации, указав, что Администрация Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области не возражает против удовлетворения иска прокурора в интересах П.В.В. оставшегося без попечения родителей и сообщает, что в соответствии с Постановлением администрации от Дата обезличена года Номер обезличен – п П.В.В. прият на учет в качестве нуждающегося в установленном законом порядке, то есть орган местного самоуправления – администрация Бузулукского района Оренбургской области исполнила свои обязательства в рамках реализации собственных полномочий в полном объеме, и может исполнить заявленные требования только при поступлении соответствующих денежных средств от субъекта РФ – Оренбургской области.  

   Помощник Бузулукского межрайпрокурора Е.П. Малова поддержала в ходе судебного заседания заявленный иск и просила удовлетворить его в полном объеме, указав, что Бузулукской межрайпрокуратурой Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований федерального закона № 159-ФЗ от 12.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проведения проверки было установлено следующее: П.В.В. Дата обезличена года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО Бузулукский район, как ребенок – сирота. В соответствии с постановлением главы администрации МО Бузулукский район за Номер обезличен -п от Дата обезличена г. П.В.В. как ребенок оставшийся без попечения родителей, был поставлена администрацией МО Бузулукский район на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет. Обязанности по обеспечению жильем, предусмотренные п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, статьей 8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Администраций Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в отношении П.В.В. такая обязанность не выполнена, истец состоит на регистрационном учете в течение ... лет. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

     Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора – Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя третье лицо было надлежащим образом извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела судом. Причины неявки представителя третьего лица не установлены.

   Выслушав истца, помощника Бузулукского межрайпрокурора Е.П. Малову, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

   Согласно Постановления Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области Номер обезличен - п от Дата обезличена года, принят на учет как нуждающаяся в жилых помещениях по списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей П.В.В. Дата обезличена года рождения, проживающий по адресу: ...

    П.В.В. Дата обезличена года рождения, является ребенком сиротой, достигшим совершеннолетия. Отец лишен родительских прав, мать умерла.

     Согласно пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

    В соответствии со статьей 8 закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

      Статьей 5 того же закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. 

      Статьями 1,2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389 – IV – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственным полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.   

       Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил возложена на органы местного самоуправления.

         На основании частей 3,4,5 статьи ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее номы предоставления.

        В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

    Статья 11 ЖК РФ предусматривает в качестве одного из способов защиты жилищных прав – иные способы, предусмотренные РФ и иными федеральными законами.

      Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации и субъекта Оренбургской области на Администрацию Муниципального образования – Бузулукский район Оренбургской области была возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования. П.В.В. – ребенок – оставшийся без попечения родителей по достижению совершеннолетия и окончании обучения был поставлен на соответствующий учет для получения жилья, отвечающего социальным нормам Администрацией Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, однако, не был обеспечен жильем. Доводы представителей ответчика о том, что МО Бузулукский район выполнило свои обязательства поставив истца на регистрационный учет для получения жилья не могут служить основаниями для освобождения от обязанности МО Бузулукский район обеспечить ребенка оставшегося без попечения родителей жильем не ниже социальных норм, так как законом не предусмотрено обязательное требование об обеспечении этой категории граждан муниципальным жильем, то есть форма и порядок обеспечения жильем отнесены законодателем к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела судом вопрос о предоставлении П.В.В. жилья не решен, что нарушает ее право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах исковые требования Бузулукского межрайпрокурора о возложении на ответчика – Администрацию Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области обязанности обеспечить П.В.В. жильем не ниже социальной нормы подлежат удовлетворению, так как сама по себе постановка на учет не может расцениваться как исполнение обязанности по обеспечению жильем.   

Руководствуясь ст.ст. 11, 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона  № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

      Иск Бузулукского межрайпрокурора в интересах П.В.В. к Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм удовлетворить.

     Обязать Администрацию Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области обеспечить П.В.В. Дата обезличена года рождения уроженца ... вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области. 

      Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

     судья Бузулукского районного суда Н.В. Быкова