Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «9» августа 2010 года г. Бузулук Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: Председательствующего судьи Сафроновой Е.Н. С участием прокурора Корчагиной В.В. При секретаре Зиннуровой С.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайпрокурора действующего в интересах истца З.Я.Ю. к Администрации Бузулукского района с участием третьего лица Правительства Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, У С Т А Н О В И Л: Бузулукский межрайпрокурор действующий в интересах истца З.Я.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Бузулукского района, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указали, что З.Я.Ю. как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. И в соответствии с п.2 части 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное представление жилого помещения. Орган исполнительной власти по месту жительства ребёнка-сироты, вне очереди обязан обеспечить его жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В ходе судебного заседания помощник Бузулукского межрайпрокурора Корчагина В.В. от исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказалась. Определением суда от Дата обезличена. производство по делу в части прекращено. К участию в дело в качестве третьего лица привлечено Правительство Оренбургской области. Исковые требования к администрации Бузулукского района представитель истца поддержала и пояснила, что Бузулукской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», которой установлено, что З.Я.Ю. состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО Бузулукский район, как ребенок сирота и распоряжением главы администрации МО Бузулукского района Оренбургской области Номер обезличен от Дата обезличена. поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил. Администрацией Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в отношении З.Я.Ю..такая обязанность не выполнена. З.Я.Ю. по статусу является ребенком сиротой, после исполнения 18 лет ей в нарушение требований жилищного законодательства не было предоставлено жилое помещение. Бузулукский межрайпрокурор просит обязать администрацию Бузулукского района предоставить З.Я.Ю. - жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области. З.Я.Ю.. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, согласно которого исковые требования признают в полном объеме. В отзыве на иск указали, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанных в ч.3 ст.49 ЖК, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда исключительно в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов. В ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года № 173/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» указано, что муниципальным районам и городским округам передаются в том числе и государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом органы государственной власти Оренбургской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий. В настоящее время достаточных материальных ресурсов субъектом РФ МО Бузулукский район не передано. Согласно Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением граждан данной категории, признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от Дата обезличена. Номер обезличен гражданка З.Я.Ю. принята на учет в качестве нуждающегося в установленном законом порядке, то есть орган местного самоуправления – администрация Бузулукского района исполнила свои обязательства в рамках реализации собственных полномочий в полном объеме. Администрация Бузулукского района может исполнить заявленное требование при поступлении соответствующих денежных средств. Представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания. Заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области в суд не поступало. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно Распоряжения Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от Дата обезличена. за Номер обезличен «О постановке граждан на учет для получения жилой площади» З.Я.Ю., ... года рождения, проживающая по адресу: ..., принята на регистрационный учет, нуждающихся в жилых помещениях по списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По справке администрации МО Новоалександровский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от Дата обезличена. З.Я.Ю. собственного домовладения на территории Новоалександровского сельсовета не имеет. Решением Бузулукского городского суда от Дата обезличена. З.П.И. лишена родительских прав в отношении дочери З.Я.Ю., ... года рождения и с нее взысканы алименты в размере ? части заработка в пользу Органа опеки и попечительства. Решением Кемеровского районного суда от Дата обезличена. З.Ю.В. лишен родительских прав в отношении ребенка З.Я., ... года рождения. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе и детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых силах РФ. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ. Законодательством Российской Федерации на Администрацию Муниципального образования – Бузулукский район Оренбургской области была возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования. З.Я.Ю. – ребенок сирота, была поставлена на соответствующий учет в качестве нуждающегося в получении жилья, но жильем обеспечена не была. При таких обстоятельствах исковые требования Бузулукского межрайпрокурора о возложении на ответчика – Администрацию Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области обязанности обеспечить З.Я.Ю.. жильем не ниже социальной нормы подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Бузулукского межрайпрокурора действующего в интересах истца З.Я.Ю. к Администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм удовлетворить. Обязать Администрацию Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области предоставить З.Я.Ю. ... года рождения жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней. Судья Бузулукского районного суда Е.Н.Сафронова