№2(1)-558/2011 по иску и.о. прокурора об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бузулук 15 марта 2011 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Матыциной Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудик Т.И.,

с участием исполняющего обязанности прокурора <<<>>> Семенова В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <<<>>>, заявленного в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования <<<>>> сельсовет <<<>>> об обязании администрации МО <<<>>> сельсовет обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора <<<>>>, действуя в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Муниципального образования <<<>>> сельсовет <<<>>> об обязании администрации МО <<<>>> сельсовет обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, указав, что в ходе проверки проведенной прокуратурой <<<>>> установлено, что в <<<>>> метрах <адрес> находится общественное кладбище, площадью <<<>>> га., собственник которого отсутствует.

Земельный участок, фактически используемый в качестве кладбища является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Обязанность по обустройству кладбища и организации похоронного дела, а также обязанность вести учет, заниматься регистрацией бесхозяйных объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления – Администрации Муниципального образования МО <<<>>> сельсовет <<<>>>. Однако, земельный участок, занятый под кладбище на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> до настоящего времени не поставлен, что нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории сельсовета, так как при обустройстве захоронений не ведется соответствующий учет захоронений, не контролируется исполнение санитарно – эпидемиологических норм и правил при обустройстве захоронений. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Просит обязать Администрацию Муниципального образования сельское поселение <<<>>> сельсовет <<<>>> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества общественного кладбища, расположенного <<<>>> метрах <адрес>, площадью <<<>>> га., в срок до **.**.**** год.

В ходе судебного заседания исполняющий обязанности прокурора <<<>>> Семенов В.Г. исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, указав, что целью обращения в суд с данным иском является побудить администрацию муниципального образования начать процедуру постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – кладбища. Для обращения с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества срок, заявленный прокурором – до **.**.**** является достаточным и обоснованным.

Представитель ответчика глава Муниципального образования <<<>>> сельсовет <<<>>> в судебное разбирательство не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования признают.

Выслушав исполняющего обязанности прокурора <<<>>>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с Законом РФ «О погребении и похоронном деле» могут устраиваться кладбища следующего назначения: общественные, вероисповедальные, воинские. Кладбища могут быть: по принадлежности: государственными, муниципальными; по типам погребений: традиционными, с захоронениями после кремации, смешанными способами погребения; многоэтажные здания-кладбища; по историческому и культурному назначению, историко-мемориальными.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу п.22 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относиться организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статья 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2004 года № 1421/223- III- ОЗ «О погребении и похоронном деле в Оренбургской области» предусматривает, что решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления. Места погребения могут быть: по принадлежности: государственными, муниципальными; по обычаям: общественными, вероисповедальными, воинскими; по историческому и культурному значению: историко-мемориальными.

В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей <<<>>> пунктом <<<>>> Устава МО <<<>>> сельсовет <<<>>>

В соответствии со статьей <<<>>> Устава <<<>>>

Таким образом администрация <<<>>> сельсовета обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта имущества – общественного кладбища, расположенного в <<<>>>.

В связи с отсутствием собственника общественного кладбища и бездействием администрации <<<>>> сельсовета по его определению и постановке на учет, контроль за состоянием общественного кладбища никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются.

Не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Что нарушает права граждан – жителей территории населенного пункта на обеспечение безопасности и благоприятной окружающей среды.

Отсутствие собственника общественного кладбища влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

Как следует из информации, представленной <<<>>> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> **.**.**** в ответ на запрос исполняющего обязанности прокурора <<<>>>, на территории МО <<<>>> сельсовет территории кладбищ на кадастровом учете не стоят и не внесены в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Регистрация права не проводилась. Территория кладбищ в границах муниципального образования отмечены в кадастровых материалах, (картографических материалах) проектов внутрихозяйственного землеустройства территорий.

В ответе на запрос от **.**.**** Администрация Муниципального образования <<<>>> сельсовет <<<>>> подтвердила наличие на территории муниципального образования в <<<>>> кладбища, расположенного на земельном участке площадью <<<>>> га., расположенном примерно в <<<>>> м. по направлению на <<<>>>.

Решением Совета депутатов от **.**.**** принято Положение об организации на территории МО <<<>>> ритуальных услуг и содержания мест захоронения, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории МО не создана. Соглашение на оказание услуг по похоронному делу не заключалось. Книга – регистр захоронения не ведется. Ведется книга по учету прихода и расхода бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Организация похоронного дела на территории населенных пунктов отнесена к компетенции органов местного самоуправления и является обязанностью администрации муниципального образования.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования – ответчика по делу существует земельный участок, используемый как общественное кладбище, право собственности на который не зарегистрировано, лицо, фактически использующее указанный земельный участок не установлено, регистрация захоронений, контроль за санитарно – эпидемиологическим состоянием захоронений не ведется в связи с отсутствием собственника земельного участка. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Что нарушает права граждан – жителей территории населенного пункта на обеспечение безопасности и благоприятной окружающей среды.

Земельный участок, используемый под общественное кладбище, обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи.

Статьёй 130 ГК Ф предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.

Согласно статье 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия бесхозяйной вещи на учет предусмотрен в «Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, пункт 2 которого предусматривает, что Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Как следует из пункта 5 того же Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Из изложенного следует, что устранение существующего нарушения порядка организации захоронений и соблюдение безопасности захоронений является обязанностью местной администрации, для приведения в соответствие с требованиями закона сложившихся правоотношений администрация <<<>>> сельского поселения <<<>>> обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта имущества - общественного кладбища, расположенного примерно в <<<>>> метрах по направлению на <<<>>>, площадью <<<>>> га.

Руководствуясь 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск исполняющего обязанности прокурора <<<>>>, заявленного в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования сельское поселение <<<>>> сельсовет <<<>>> об обязании администрации МО <<<>>> сельсовет обратиться с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования сельское поселение <<<>>> сельсовет <<<>>> в срок до **.**.**** обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <<<>>> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища села, расположенного на земельном участке площадью <<<>>> га., расположенном в <<<>>> метрах <адрес>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней.

Судья Матыцина Е.И.