2(1) – 465/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Бузулук 29 марта 2011 года Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Быковой Н.В., при секретаре Бажуткиной Е.Н., с участием представителя истца Филонова В.Д., действующего на основании доверенности от **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкова К.П. к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> области о признании права на получение жилья в соответствии с законом «О ветеранах», постановки на льготную очередь и признания незаконным и отмене отказа в постановке на льготную очередь с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Министерства строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> области, У С Т А Н О В И Л: Панков К.П. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования Бузулукский <данные изъяты> области о признании права на получение жилья в соответствии с законом «О ветеранах», постановки на льготную очередь и признания незаконным и отмене отказа в постановке на льготную очередь. В ходе судебного разбирательства исковые требования изменил, указав, что он является инвалидом Великой Отечественной войны. Зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес> В **.**.**** года он обратился в Администрацию <данные изъяты> области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в выделении квартиры как инвалиду Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации <данные изъяты> района от **.**.**** ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как он намеренно предпринял действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий. Панков К.П. не ухудшал своих жилищных условий, так как он постоянно проживал и продолжает проживать по адресу: <адрес> Как инвалид Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов имеет право на обеспечение жильем на основании Закона от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Просит признать за Панковым К.П. право на получение жилья в соответствии со статьей 15 Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> район поставить Панкова К.П. на льготную очередь лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в администрации муниципального образования <адрес> на **.**.**** года. Отменить Постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> район от **.**.**** № – п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении». Истец Панков К.П. в судебное заседание не явился, представлено заявление, в котором истец просит дело рассмотреть без его участия. Представитель истца Филонов В.Д. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал, пояснив, что истцу было отказано в постановке на льготную очередь необоснованно – принадлежащий ему жилой дом Панков К.П. подарил своей дочери, однако, остался проживать в этом доме в качестве члена семьи собственника дома. Как до заключения договора дарения, так и после такого заключения договора дарения истец проживал в доме, в котором норма площади на одного человека, предусмотренная Указом Президента РФ от 07.05.208 года № 714 не была соблюдена пунктом 1 Указа предусмотрена нома обеспечения жильем ветеранов исходя из расчета <данные изъяты> кв.м. на одного человека, жилой дом, в котором проживает истец имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. В доме проживают три человека. При этом количество проживающих не изменилось с момента заключения договора дарения жилого дома. Просит иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика – Администрации муниципального образования <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть без участия представителя администрации и изложил правовую позицию по делу, указав, что возражает против удовлетворения иска Панкова К.П., так как он обратился в администрацию <данные изъяты> района с заявлением на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. В ходе рассмотрения его заявления было установлено, что **.**.**** Панков К.П. подарил принадлежавший ему жилой дом по адресу: <адрес> дочери Н.. На основании статьи 53 ЖК РФ в постановлении № – п от **.**.**** ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Полагает постановление администрации МО <данные изъяты> район законным и обоснованным, а требования Панкова К.П. – необоснованными. Просит в иске отказать. На основании Определения <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от **.**.**** в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле было привлечено Министерство строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> области. Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Министерства строительства, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором просило дело рассмотреть без участия своего представителя, в иске отказать на основании статьей 53, 54 ЖК РФ, так как Панков К.П. подарив своей дочери принадлежащий ему жилой дом, ухудшил свои жилищные условия, следовательно, в течение пяти лет со дня совершения сделки не может быть принятым на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Панков К.П. является инвалидом Великой Отечественной войны, что не оспаривается сторонам и подтверждено удостоверением соответствующего образца серии № Как следует из договора дарения от **.**.****, Панков К.П. подарил Н. жилой дом, общей площадью <данные изъяты> к.в.м, расположенный по адресу: <адрес> Право собственности Н. на указаный жилой дом на основании договора дарения от **.**.**** зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № № выданным **.**.****. Как следует из отметки в паспорте гражданина Российской Федерации Панков К.П. зарегистрирован по адресу: <адрес> **.**.**** года. Справками администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области подтверждается, что Панков К.П. проживает на момент рассмотрения дела по адресу: <адрес>, совместно с ним проживает жена – П., дочь – Н.. Панков К.П. и П. на территории сельсовета домовладения не имеют. **.**.**** Панков К.П. обратился в администрацию МО <данные изъяты> район с заявлением на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Как следует из Постановления администрации муниципального образования <данные изъяты> области № – п от **.**.****, «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», пунктом <данные изъяты> постановления заместителю главы администрации района по промышленности, энергетике, транспорту и ЖКХ поручено направить межведомственную комиссию для принятия решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания ветерана ВОВ к Панкову К.П. - в <данные изъяты> лесничество – инвалиду ВОВ. Уведомлением № от **.**.**** Администрация МО <данные изъяты> области сообщила Панкову К.П. о том, что вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях будет разрешен после обследования межведомственной комиссией и принятия решения о признании жилого помещения, которое за ним числиться пригодным или непригодным для проживания. В соответствии с Выпиской из протокола № совместного заседания жилищной комиссии, комиссии по формированию очереди ветеранов, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, при администрации <данные изъяты> района от **.**.**** поступила информация о том, что необходимо повторно рассмотреть на комиссии заявление инвалида ВОВ Панкова К.П. в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. В связи с тем, что Панков К.П. **.**.**** произвел дарение ранее числившегося за ним жилого дома по адресу: <адрес> на основании статьи 53 ЖК РФ не имеет права в течение <данные изъяты> лет приниматься на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением комиссии Панкову К.П. было отказано в постановке на учет в приобретении жилья по договору социального найма. Согласно Постановления №- П от **.**.**** Администрации муниципального образования <данные изъяты> области Панкову К.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Как следует из Акта № обследования помещения межведомственной комиссией, жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию в **.**.**** году, одноэтажный одноквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеет следующие несоответствия установленным требованиям: фундаменты не вскрывались, но деревянные стулья, применяются в одноэтажных зданиях с небольшим сроком службы, на кровле отмечается разрушение окраски, коррозия. Проникновение влаги в чердачное помещение способствует гниению стропил, увлажнению утеплителя и возможному (так как не вскрывались) загниванию деревянных балок перекрытия. Увлажнение утеплителя значительно снижает его теплотехнические характеристики. Дощатые полы имеют местные просадки и недопустимые уклоны. Электропроводка требует замены. Выводом межведомственной комиссии явилась необходимость капитального ремонта жилого дома, в котором проживает истец, что нашло отражение в заключении № **.**.**** года о признании жилого помещения пригодным(непригодным) для постоянного проживания, в котором межведомственная комиссии сделала вывод о том, что жилой дом по адресу: <адрес> требует капитального ремонта. Указом Президента РФ от 7мая 2008г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» (с изменениями от 9 января 2010 г.), установлено: 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ «О ветеранах». 2. Правительству Российской Федерации: а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22кв. метра. Статья 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в числе других категорий инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. 3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации - инвалидов Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение формы и порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Законом № 122 и Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения (в ст. 14, 15, 16 и др.), согласно которым обеспечение жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др., вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а вставших на учет после 1 января 2005 г., - в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с пунктами 2,3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со статьей 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в числе других категорий инвалидам Великой Отечественной войны могут быть установлены иные нормы предоставления, а также иные, чем это предусмотрено органами местного самоуправления учетные нормы площади жилого помещения. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В жилом доме, как это следует из Акта обследования межведомственной комиссией, не соблюдены установленные для жилых помещений требования, предусмотренные в пунктах 10,16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, которое предусматривает, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Пунктом 33 того же Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. 34.Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По смыслу пунктов 47 – 53 того же Положения межведомственная комиссия, установив, что жилое помещение нуждается в капитальном ремонте или реконструкции, дает такое заключение и возвращается к оценке пригодности жилого помещения к проживанию после проведения такого ремонта. Суд приходит к выводу, что администрация <данные изъяты> района не имела законных оснований для отказа Панкову К.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на такой учет Панков К.П. проживал в жилом доме, не был обеспечен жильем по норме площади, кроме того, проживал и продолжает проживать в жилом помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений, так как жилой дом по заключению межведомственной комиссии нуждается в капитальном ремонте. Вывод ответчика о том, что жилое помещение, нуждающееся в капитальном ремонте пригодно для проживания противоречит действующему законодательству, так как такое помещение пригодно к проживанию только при условии проведения капитального ремонта. Доводы ответчика и третьего лица о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий в **.**.**** году в связи с заключением договора дарения дома противоречат исследованным по делу доказательствам: как до, так и после заключения договора дарения жилого дома Панков К.П. проживал в этом доме в условиях, свидетельствующих о его нуждаемости в жилье. Изменение собственника жилого помещения не повлияло на жилищные условия истца в сторону ухудшения, так как технические характеристики дома с момента его продажи, что подтверждается данными технического паспорта и на момент обращения истца за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилье не изменились, поэтому вывод Администрации МО <данные изъяты> район о виновных действиях Панкова К.П. по ухудшению жилищных условий неверен, а вынесенное на основании этого вывода Постановление об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье противоречит закону и подлежит отмене. На момент обращения Панкова К.П. с заявлением о постановке Панков К.П. не был обеспечен как общей учетной нормой площади по <данные изъяты> району <данные изъяты> кв.м., так и специальной, предусмотренной Законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года, самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилье явилось не соответствие жилья необходимым требованиям. При таких обстоятельствах исковые требования Панкова К.П. подлежат удовлетворению за исключением требований о постановке на учет на февраль 2010 года, так как обязанности постановки на учет с этой даты в ходе рассмотрения дела судом не выявлено. Руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, Законом № 5 – ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Указа № 714 от 07 мая 2008 года Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 года), 194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Панкова К.П. к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> области о признании права на получение жилья в соответствии с законом «О ветеранах», постановки на льготную очередь и признания незаконным и отмене отказа в постановке на льготную очередь удовлетворить. Признать за Панковым К.П. право на получение жилья в соответствии со статьей 15 Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> области поставить Панкова К.П. на льготную очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов в администрации Муниципального образования <данные изъяты> области. Отменить Постановление Администрации муниципального образования <данные изъяты> район от **.**.**** № – п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» в части отказа в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Панкову К.П.. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. судья Бузулукского районного суда Н.В. Быкова