№ 2(1)-619 по иску Бузулукского межрайпрокурора в интересах Поминовой Т.А. к администрации МО об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью



№ 2(1)-619/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года город Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Соломиной Л.А., при секретаре Савельевой Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайпрокурора младшего советника юстиции <данные изъяты> в интересах Поминовой Т.А. к администрации Муниципального образования <данные изъяты> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью,

УСТАНОВИЛ:

Бузулукский межрайпрокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <данные изъяты> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, в котором указал, что проведена проверка соблюдения требований Федерального закона № 159-ФЗ от 12.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, Поминова Т.А., **.**.**** года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО <данные изъяты>, как ребенок оставшийся без попечения родителей. В соответствии с постановлением главы администрации МО <данные изъяты> за от **.**.**** был поставлен администраций МО <данные изъяты> на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет. Администрация МО <адрес> является органом исполнительной власти, который должен обеспечить Поминову Т.А. жилым помещением. Поминова Т.А. по статусу является ребенком, оставшимся без попечения родителей, после исполнения 18 лет ей в нарушении требований жилищного законодательства не было предоставлено жилое помещение, Поминова Т.А. юридическими познаниями не обладает, что является причиной невозможности самостоятельного обращения в суд. Бузулукский межрайпрокурор <данные изъяты>. был вынужден обратиться с данным заявлением в суд.

Просит суд обязать администрацию МО <данные изъяты> предоставить Поминовой Т.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета <данные изъяты>.

Определением суда от **.**.**** к участию в деле привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ильина Н.А. уточнила исковые требования, просила суд обязать администрацию МО <данные изъяты> предоставить Поминовой Т.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта <данные изъяты>.

Поминова Т.А. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями истца и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах не явки не сообщалось. Своим отзывом в суд не признали исковые требования истца. Администрация г<данные изъяты> ведет работу по постановке и ведению учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирует и направляет уточненные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же направляет отчет о расходовании субвенций, предоставленных из областного бюджета бюджету МО г<данные изъяты> на реализацию передаваемых полномочий <данные изъяты> по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан. Администрация г. <данные изъяты> не нарушила прав и законных интересов Поминовой Т.А. и не может самостоятельно отвечать по обязательствам <данные изъяты>.

Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах не явки не сообщалось. Из представленного **.**.**** ходатайства следует, что Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <данные изъяты> просит признать его ненадлежащим ответчиком по делу, так как является органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве утвержденного указом Губернатора <данные изъяты> от **.**.**** . Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является полномочиями субъектов Российской Федерации. С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе <данные изъяты> об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий. Распорядителями данных денежных средств являются соответствующие муниципальные образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель третьего лица Правительства <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах не явки не сообщалось.

Выслушав представителя истца старшего помощника прокурора Ильину Н.А., Поминову Т.А., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписки из постановления администрации <адрес> от **.**.**** « О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в принятии на учет»Поминова Татьяна Александровна, проживающая по адресу: <адрес>, с составом семьи из двух человек, принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из свидетельства о рождении серии следует, что Кулагина Т.А. родилась **.**.****, ее родителями являются: отец – К.А.Г., мать – К.В.З..

На основании решения Шигонского районного суда <данные изъяты> отец – К.А.Г. **.**.**** года рождения лишен родительских прав в отношении дочери Кулагиной Т.А., **.**.**** года рождения. Мать – К.В.З. лишена родительских прав в отношении дочери Татьяны, **.**.**** года рождения по решению суда от **.**.****.

Фамилия Кулагиной Т.А. изменена при вступлении в брак на Поминову. Из свидетельства о расторжении брака следует, что брак между Поминовым В.В. и Поминовой Т.А. расторгнут **.**.****, после расторжения брака. От брака имеет ребенка Поминова К.В. **.**.**** года рождения, что видно из свидетельства о рождении серии .

Так, Поминова Т.А., **.**.**** года рождения, является ребенком сиротой, достигшим совершеннолетия.

     Согласно пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 5 того же закона установлено, что предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил возложена на органы местного самоуправления.

         На основании частей 3,4,5 статьи ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее номы предоставления.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

      Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации и субъекта <данные изъяты> на Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> была возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования. Поминова Т.А. – ребенок оставшийся без попечения родителей по достижению совершеннолетия и окончания обучения была поставлена на соответствующий учет для получения жилья, отвечающего социальным нормам Администрацией Муниципального образования <данные изъяты>, однако, не была обеспечена жильем. Доводы представителей ответчика о том, что МО <данные изъяты> выполнило свои обязательства поставив Поминову Т.А. на регистрационный учет для получения жилья не могут служить основаниями для освобождения от обязанности МО <данные изъяты> обеспечить ребенка оставшегося без попечения родителей жильем не ниже социальных норм, так как законом не предусмотрено обязательное требование об обеспечении этой категории граждан муниципальным жильем, то есть форма и порядок обеспечения жильем отнесены законодателем к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела судом вопрос о предоставлении Поминовой Т.А. жилья не решен, что нарушает её право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах исковые требования Бузулукского межрайпрокурора <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Бузулукского межрайпрокурора младшего советника юстиции <данные изъяты> удовлетворить.

     Обязать администрацию Муниципального образования <данные изъяты> предоставить Поминовой Т.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Соломина

Решение вынесено в окончательной форме 18.04. 2011 года.