2(1) – 1992/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Бузулук 11 октября 2011 года Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Н.В. Быковой, при секретаре Бажуткиной Е.Н. с участием: представителя истца старшего помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Маловой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> района, Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Администрации МО <данные изъяты>, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, Администрации МО <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства. В ходе рассмотрения дела судом истцом исковые требования были уточнены и изложены следующим образом: в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села <данные изъяты> области установлено, что питьевая вода добывается на водозаборе, расположенном в <адрес> с нарушением требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства. Администрацией МО <данные изъяты> сельсовет не разработан проект зон и округов санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, который не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным нормам и правилам. В нарушение требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства не организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения, отсутствует ограждение территории зон строгого режима эксплуатируемых скважин. Просит признать незаконным бездействие РМУП ЖКХ <данные изъяты> при осуществлении деятельности по питьевому водоснабжению населения <адрес> в части не ограждения первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, не осуществлении охраны данных скважин, а также не установке кранов для отбора проб воды. Обязать РМУП ЖКХ <данные изъяты> в срок до ** ** **** оградить полностью первый пояс санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и осуществлять охрану указанных водозаборных скважин. Обязать РМУП ЖКХ <данные изъяты> в срок до ** ** **** установить на водозаборных скважинах в <адрес> краны для отбора проб воды. Признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> при осуществлении деятельности по питьевому водоснабжению населения села <адрес> в части не разработки своевременно проекта зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения села <адрес> и не получения санитарно-эпидемиологического заключения на водопровод в селе <адрес>. Обязать МО <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области в срок до ** ** **** разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения села <адрес> и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод в селе <адрес>. Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** Администрация муниципального образования <данные изъяты> области привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. В ходе судебного заседания старший помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Малова Е.П. поддержала исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика – Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области в судебное заседание не явился. Глава сельсовета представил заявление, в котором указывает, что исковые требования прокурора признает, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель РМУП ЖКХ <данные изъяты> района в судебное заседание не явился. От представителя РМУП ЖКХ <данные изъяты> района поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия. Ранее в ходе судебного заседания представитель РМУП ЖКХ <данные изъяты> района исковые требования признала частично, указав, что устройство санитарных зон, в том числе разработка проектов зон санитарной охраны являются капитальными вложениями, которые обязаны нести собственники имущества. Считает, что у РМУП ЖКХ <данные изъяты> района отсутствует обязанность по выполнению указанных требований прокурора. Работы по установке кранов для забора воды на лабораторные исследования РМУП ЖКХ <данные изъяты> района произведет исходя из денежных средств, предусмотренных на проведение аварийно-восстановительных работ. Исковые требования в этой части признает. Устройство зон санитарной охраны водных объектов предприятие произведет при условии заключения договоров подряда и оплаты муниципальным образованием сметного расчета. В этой части иск не признает. Представитель Администрации <данные изъяты> области в судебное заседание не явился. Администрация <данные изъяты> области представила отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что не возражает против удовлетворения требований прокурора и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Между РМУП ЖКХ <данные изъяты> района и МО <данные изъяты> сельсовет ** ** **** заключен договор № безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, из которого следует, что МО <данные изъяты> сельсовет передал, а РМУП ЖКХ <данные изъяты> района приняло в безвозмездное временное пользование: скважина водозаборная <адрес>, инвентарный номер №; буровая скважина водозаборная <адрес>, инвентарный номер №; скважина водозаборная <адрес>, инвентарный номер №; скважина водозаборная <адрес>, инвентарный номер №; водопровод <адрес>, с инвентарным номером № Пунктами 2.2.1, 2.2.2 указанного договора РМУП ЖКХ <данные изъяты> района обязалось использвать имущество исключительно в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании. Эксплуатировать имущество в соответствии с его назначением и принятыми нормами эксплуатации аналогичного имущества осуществлять эксплуатацию, обслуживание, капитальный и текущий ремонт. В соответствии с п.2.2 Устава РМУП ЖКХ <данные изъяты> района основными видами деятельности предприятия являются установка, монтаж, эксплуатация, ремонт и обслуживание приборов учета, расхода водо-, энерго-, теплоснабжения; эксплуатация, обслуживание, капитальный и текущий ремонт фонда инфраструктуры; подача и реализация через инженерную сеть питьевой воды, вывод канализационных сточных вод. Из справки РМУП ЖКХ <данные изъяты> района № от ** ** **** видно, что в селе <данные изъяты> не имеется ограждения первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, не организована охрана водозаборных скважин. Проект санитарной охраны водных объектов при заключении договора на безвозмездное пользование муниципальным образованием не представлен. Санитарно-эпидемиологическое заключение на водопроводы отсутствует. На водозаборных скважинах не установлен кран для отбора проб воды. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно -эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Частью 2 той же статьи предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов устанавливаются санитарными правилами. Подпунктами 1,2 статьи 19 того же закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Подпунктами 1.4, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. В нарушение указанных норм закона питьевая вода добывается на водозаборе, расположенном в селе <данные изъяты> с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Не организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения, не выполнены ограждения территории зон строгого режима эксплуатируемых скважин не выполнены обязанности по ограждению первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, не установлены краны для отбора проб воды, не организована охрана водозаборной скважины, отсутствует проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения жителей села <данные изъяты> области, санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод села <данные изъяты> области. Неисполнение указанных обязанностей является нарушением природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства РФ при эксплуатации водных объектов в селе <адрес> – водозаборной скважины и водопровода, что создает угрозу загрязнения питьевой воды и, как следствия, возникновения опасности жизни и здоровью жителей села <адрес>. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственником водных объектов является администрация МО <данные изъяты> сельсовет, исковые требования о возложении обязанностей по разработке проекта зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения жителей села <адрес>, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод села <адрес> ответчиком МО <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области признаны, таким образом, имеются основания для удовлетворения требований <данные изъяты> межрайонного прокурора о признании бездействия администрации МО <данные изъяты> сельсовет незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Как следует из статьи 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Условия, порядок и ответственность при передаче вещи в безвозмездное пользование урегулированы в статьях 691, 693 ГК РФ, доказательств, подтверждающих основания возложения на ссудодателя – МО <данные изъяты> сельсовет обязанностей по устранению нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства не представлено. В силу статьи 695 ГК РФ, предусматривающей, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования, а также условий договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом № от ** ** ****, а также законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, обязанность по безопасной эксплуатации и несение расходов на приведение водных объектов в состояние, соответствующее требованиям закона, включая расходы на капитальный ремонт лежит на организациях, эксплуатирующих такие объекты, обязанность по приведению водозаборных скважин в соответствие с действующим законодательством и соблюдению требований безопасной эксплуатации, подлежат возложению на РМУП ЖКХ <данные изъяты> района. При этом доводы представителя ответчика, что расходы на ограждение первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин и организацию охраны водозаборной скважины не включены в тариф на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям РМУП ЖКХ <данные изъяты> района не являются основанием для освобождения РМУП ЖКХ <данные изъяты> района от обязанности выполнять требования законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации водных объектов, переданных в безвозмездное пользование. Руководствуясь ст. ст. 11,18,19 Федерального закона № 52 – ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 201,695 ГК РФ, 194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно – коммунального хозяйства <данные изъяты> района, Администрации муниципального образовании <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области, выразившийся в неисполнении обязанностей своевременно разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения жителей села <адрес>, получить санитарно – эпидемиологическое заключение на водопровод села <адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области в срок до ** ** **** разработать проект зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения жителей села <адрес>, получить санитарно – эпидемиологическое заключение на водопровод села <адрес>. Признать незаконным бездействие Районного межмуниципального унитарного предприятия жилищно – коммунального хозяйства <данные изъяты> района при осуществлении деятельности по водоснабжению населения села <адрес> в виде неисполнения обязанностей по ограждению первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, осуществлению охраны водозаборных скважин, установке кранов для отбора проб воды. Обязать Районное межмуниципальное унитарное предприятие жилищно – коммунального хозяйства <данные изъяты> района в срок до ** ** **** выполнить ограждение первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин села <адрес>, осуществлять охрану водозаборных скважин, установить краны для отбора проб воды на водозаборных скважинах в селе <адрес>. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. судья Бузулукского районного суда Н.В. Быкова