№ 2(1)-2365/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года город Бузулук Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Быковой Н.В., при секретаре Бажуткиной Е.Н., с участием представителя истца - помощника <данные изъяты> межрайпрокурора Кузьменковой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – населения <данные изъяты> области к Отделу образования администрации <данные изъяты> области оборудовать вход в здание МОУ «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа» приспособлением для маломобильных посетителей, с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа» <данные изъяты> области, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в Бузулукский районный суд с иском к Отделу образования администрации <данные изъяты> области оборудовать вход в здание МОУ «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа» приспособлением для маломобильных посетителей, указав, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». В ходе данной проверки было установлено, что Отделом образования администрации <данные изъяты> области допускаются нарушения в данной сфере. Здание муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>., не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках. Просит суд обязать Отдел образования администрации <данные изъяты> области построить на входе в здание МОУ «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>., приспособление для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках в срок до ** ** ****. В ходе судебного заседания помощник <данные изъяты> межрайпрокурора Кузьменкова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Отдела образования администрации <данные изъяты> района в судебное заседание не явился. Отдел образования администрации <данные изъяты> района о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебной повесткой с уведомлением. Представитель третьего лица МОУ «<данные изъяты> НОШ» в судебное заседание не явился. МОУ «<данные изъяты> НОШ» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Выслушав помощника <данные изъяты> межрайпрокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам: Справкой Отдела образования администрации <данные изъяты> области № от ** ** **** подтверждается, что в <данные изъяты> начальной школе главный вход в помещение отделен от поверхности земли ступеньками. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. МОУ «<данные изъяты> НОШ» является объектом социальной инфраструктуры. Из материалов дела следует, что здание МОУ «<данные изъяты> НОШ», расположенное по адресу: <адрес>., не оборудовано пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНИП 35-01-2 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», приняты постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, при новом проектировании реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (далее МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН, входные узлы, коммуникации, пути эвакуации помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (п.l.2). Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: • Досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещение внутри зданий и сооружений; • Безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; • Своевременное получение МГН полноценной и качественной информации позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; • Удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 1.4) Проектные решения объектов, доступных для инвалидов не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений используемые всеми группами населения (п. 1.5). Согласно приложения А, универсальный элемент - это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам оп ГОСТ Р 51261 (п. 3.14). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17). В соответствии со ст. 7, 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. В нарушение вышеуказанных норм Отделом образования администрации <данные изъяты> района допущено незаконное бездействие, выразившееся в несоблюдении требований Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» по оборудованию пандусов для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, что подтвердилось результатами проверки, проведённой прокуратурой, объяснениями представителя истца. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку такая обязанность предусмотрена законом, но не была выполнена ответчиком в здании МОУ «<данные изъяты> НОШ». Руководствуясь ст. 194-198 ГПК, суд Р Е Ш И Л : Иск <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – населения <данные изъяты> области к Отделу образования администрации <данные изъяты> области оборудовать вход в здание МОУ «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа» приспособлением для маломобильных посетителей удовлетворить. Обязать Отдел образования администрации <данные изъяты> области построить на входе в здание Муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> начальная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, приспособление для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках в срок до ** ** ****. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Бузулукского районного суда Н.В.Быкова