Дело № 2(1)-2349/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Бузулук 13 октября 2011 года Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Матыциной Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудик Т.И., с участием старшего помощника Бузулукского межрайонного прокурора Ильиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора Мухорьямова Ю.И., действующего в интересах неопределенного круга лиц – населения Бузулукского района Оренбургской области к отделу образования администрации Бузулукского района Оренбургской области об обязании обустройства приспособления для маломобильных посетителей – пандуса для подъезда на инвалидных колясках, УСТАНОВИЛ: Бузулукский межрайпрокурор Мухорьямов Ю.И. обратился в Бузулукский районный суд с иском к отделу образования администрации Бузулукского района Оренбургской области об обязании обустройства приспособления для маломобильных посетителей – пандуса для подъезда на инвалидных колясках в здании МОУ <<<>>>, указав, что Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». В ходе проверки установлено, что отделом образования администрации Бузулукского района Оренбургской области допускаются нарушения: здание МОУ <<<>>> не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках. Просит суд обязать отдел образования администрации Бузулукского района Оренбургской области построить на входе в здание МОУ <<<>>>, расположенное по адресу <адрес>, приспособление для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках в срок до ** ** ****. В судебном заседании представитель истца старший помощник Бузулукского межрайпрокурора Ильина Н.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Представитель отдела образования администрации Бузулукского района –в судебном заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признали в полном объеме. Представитель третьего лица директор МОУ <<<>>> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Статья 27 конституции РФ устанавливает, что каждый, кто законно находиться на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. МОУ <<<>>> является объектом социальной инфраструктуры. Из материалов дела следует, что здание МОУ <<<>>>, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Согласно справке отдела образования администрации Бузулукского района Оренбургской области главный вход в помещение от поверхности земли в МОУ <<<>>> отделен ступеньками. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНИП 35-01-2 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», приняты постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, при новом проектировании реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (далее МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН, входные узлы, коммуникации, пути эвакуации помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (п.l.2). Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: • Досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещение внутри зданий и сооружений; • Безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; • Своевременное получение МГН полноценной и качественной информации позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; • Удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 1.4) Проектные решения объектов, доступных для инвалидов не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений используемые всеми группами населения (п. 1.5). Согласно приложения А, универсальный элемент - это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам оп ГОСТ Р 51261 (п. 3.14). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17). В соответствии со ст. 7, 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. В нарушение вышеуказанных норм МОУ <<<>>> допущено незаконное бездействие, выразившееся в несоблюдении требований Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» по оборудованию пандусов для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, что подтвердилось результатами проверки, проведённой прокуратурой, объяснениями представителя истца, третьего лица. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку такая обязанность предусмотрена законом, но не была выполнена МОУ <<<>>>. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора Мухорьямова Ю.И., действующего в интересах неопределенного круга лиц – населения Бузулукского района Оренбургской области удовлетворить. Обязать отдел образования администрации Бузулукского района Оренбургской области построить на входе в здание Муниципального образовательного учреждения <<<>>>, расположенного по адресу: <адрес>, приспособление для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках в срок до ** ** ****. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней. Судья Матыцина Е.И.