№ 2(1)-2588/2011 по иску Маркина В.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бузулуке об оспаривании Решения начальника УПФ и назначении досрочной пенсии



Дело (1)-2588/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011г. г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Куликовского О.В.,

с участием представителя истца-адвоката Хрепковой Н.А., представившей ордер от ** ** ****,

представителя ответчика Конновой Е.Г., действующей на основании доверенности от ** ** ****,

при секретаре Петрушиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркина В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке об оспаривании Решения начальника УПФ и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Маркин В.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Бузулуке об оспаривании Решения начальника УПФ в г. Бузулуке и назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска Маркин В.А. указывал, что решением начальника УПФ РФ в г. Бузулуке от ** ** **** ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж работы не был засчитан период с ** ** **** по ** ** ****, период нахождения службы в составе Вооруженных сил СССР, всего <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

Истец просил суд признать незаконным Решение начальника ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке от ** ** ****, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды: служба в составе Вооруженных сил СССР с ** ** **** по ** ** **** (всего <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней). Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за указанной пенсией с ** ** ****.

В судебном заседании представитель истца Хрепкова Н.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что Маркин В.А. обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и в стаж работы не был включен период его нахождения на службе в составе Вооруженных сил СССР с ** ** **** по ** ** **** (всего <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней). В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ему, как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были включены периоды его трудовой деятельности в совокупности, составляющие <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день. Считает незаконным решение от ** ** ****, вынесенное начальником ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке, просила его отменить, включить в стаж дающий право на досрочную пенсию по старости периоды его нахождения на службе в составе Вооруженных сил СССР с ** ** **** по ** ** **** и обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения в пенсионный орган.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Коннова Е.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала, представив суду мотивированный отзыв. Согласно отзыву, решением начальника ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке от ** ** **** правомерно Маркину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения Маркиным В.А. срочной службы в составе Вооруженных сил СССР не может быть включен в специальный стаж работы, так как действующим в настоящее время законодательством и законодательством, действовавшим на 31.12.2001 года, т.е. до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено включение указанного периода в стаж. На этот период действовал закон РФ от 20.11.1990 года « О государственных пенсиях в РФ» а также Постановление правительства РФ от 22.09.1999 года, где было закреплено, что периоды работы до ** ** **** засчитываются в выслугу лет в соответствии с постановлением Совмина РФ от 06.09.1991 года, которое не предусматривало возможность зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в армии.

Представитель ответчика полагает, что поскольку требуемая продолжительность выслуги лет истцом не была выработана на 01.10.1993 года (на дату отмены постановления Совмина СССС от 17.12.1959 г. № 1397) оснований для применения порядка исчисления специального стажа, а именно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы, предусмотренного названным постановлением, не имеется. После 01.10.1993 года период прохождения службы в армии в выслугу лет не засчитывался.

Данное обстоятельство закреплено и в определении Конституционного суда РФ от 06.03.2003 года № 107-О

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Маркин В.А., ** ** **** года рождения, имеет <данные изъяты> образование, начал свою трудовую деятельность ** ** **** в должности <данные изъяты>. Впоследствии работал на различных должностях, связанных с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Указанные обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: копией трудовой книжки , выданной ** ** ****, копией военного билета от ** ** ****, а также копией диплома , выданного ** ** ****.

** ** **** Маркин В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением начальника УПФ РФ в г. Бузулуке от ** ** **** ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа. При этом в трудовой стаж работы истца пенсионный орган засчитал периоды следующих годов: ** ** ****-** ** ****; ** ** ****-** ** **** и ** ** ****-** ** ****, всего <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, что следует из решения Начальника УПФ РФ в г. Бузулуке.

На основании п.7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решение об отказе в установлении трудовой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий орган и (или) в суд.

Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию сохраняются за указанной категорией лиц в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца в Армии СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (с изм. и доп. внесенными Постановлениями Совмина СССР от 03.08.1972 г. №593, период действия до 03.09.1993 г.)

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу работникам просвещения и здравоохранения (Приложение к Постановлению от 17.12.1959 г. №1397) в стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывались также служба в составе Вооруженных Сил СССР (п.1 пп. «г»)

Рассматривая доводы ответчика относительно того, что на момент обращения истца за назначением пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (с изм. и доп. внесенными Постановлениями Совмина СССР от 03.08.1972 г. №593, период действия до 03.09.1993 г.) не действовало и, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, суд находит их ошибочными.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Маркина В.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Маркина В.А. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В силу п.4 данного Положения период засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа (т.е. не менее <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из оспариваемого решения следует, что льготный стаж истца составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день, т.е. в этот период он работал в учреждениях и должностях, работа в которых, дает ему право на досрочную пенсию. В связи с этим, условие включения в льготный стаж истца периода службы в Вооруженных Силах СССР (<данные изъяты> года) соблюдается, и указанный период подлежит включению в его льготный стаж в полном объеме

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г. по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г.) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учётом спорного периода на момент обращения истца в пенсионный орган, его специальный стаж составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеуказанной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

На момент подачи заявления и его рассмотрения пенсионным органом, у Маркина В.А. имелся стаж работы более <данные изъяты> лет, что является основанием для назначения ему пенсии по старости с момента обращения, то есть с ** ** ****.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб., оплаченные по квитанции от ** ** ****.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Маркина В.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным Решение начальника Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке от ** ** **** об отказе Маркину В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке включить в специальный стаж Маркину В.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ** ** **** по ** ** ****(<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней) и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с ** ** ****.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке в пользу Маркина В.А. расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд.

Судья Куликовский О.В.