№2(1)-2616/11 по иску Ваниной О.В. к УПФ о включении в наследство, признании права собственности.



№ 2(1) – 2616/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бузулук 21 ноября 2011 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: судьи Н.В.Быковой, при секретаре Е.Н.Бажуткиной,

с участием: истца Ваниной О.В., представителя ответчика Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда по <данные изъяты> Журавлева А.В., действующего на основании доверенности от ** ** ****, представителя третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <данные изъяты> – Конновой Е.Г., действующей на основании доверенности от ** ** ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ваниной О.В. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда по <данные изъяты> о включении в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Ванина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе <данные изъяты> о включении в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество.

На основании Определения Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** **** заменен ненадлежащий ответчик – Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> на надлежащего ответчика – Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по <данные изъяты>, Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <данные изъяты> оренбургской области привлечено в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.

В ходе рассмотрения дела судом истец Ванина О.В. исковые требования изменила и просила обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес> выплатить Ваниной О.В. ** ** **** года рождения денежные средства пенсионных накоплений ее супруга В., умершего ** ** ****, находящиеся на его индивидуальном лицевом счете в сумме <данные изъяты> копейки.

В судебном заседании истец Ванина О.В. исковые требования подержала и пояснила, что ** ** **** умер ее супруг – В.. Она является единственным наследником по закону первой очереди, принявшим наследство, в установленном законом порядке. Других наследников первой очереди или имеющих право на обязательную долю в наследственном имуществе нет. Она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <данные изъяты> за выплатой средств пенсионных накоплений умершего мужа, однако, ей было отказано в выплате на том основании, что В. написал ** ** **** заявление о переходе в Негосударственный пенсионный фонд «<данные изъяты>» и заключил договор об обязательном пенсионном страховании. В связи со смертью ее супруга, НПФ «<данные изъяты>» возвратил документы ее мужа, поскольку на момент смерти договор не вступил в силу. Денежные средства – пенсионные накопления ее супруга находятся в ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ в <данные изъяты>, однако, ей не выплачиваются указанные средства. Просит обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда РФ по <данные изъяты> выплатить Ваниной О.В. ** ** **** года рождения денежные средства пенсионных накоплений ее супруга – В., умершего ** ** ****, находящиеся на его индивидуальном лицевом счете в сумме <данные изъяты> копейка.

Представитель ответчика Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> Журавлев А.В. в ходе судебного заседания пояснил, что, действительно, Ванина О.В. как правопреемник умершего застрахованного лица имеет право на получение средств пенсионных накоплений, однако, средства пенсионных накоплений застрахованного лица на момент его смерти не сосредоточены в одном месте. Часть сумм, состоящая из суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившей в Пенсионный фонд РФ в последний год жизни застрахованного лица, включая чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных средств, учитывается в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Другая их часть передана по его заявлению в доверительное управление компании (или если такое заявление не поступило, то в государственную управляющую компанию). В. ** ** **** заключил договор об обязательном пенсионном страховании , в соответствии с которым средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета переходят в НПФ «<данные изъяты>». В силу Закона № 111- ФЗ от 24.07.2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», перевод средств пенсионных накоплений производится при заключении такого договора с ** ** ****, следующего за годом, в котором застрахованное лицо воспользовалось таким правом. На

основании договора В. с НПФ «<данные изъяты>» от ** ** ****, средства пенсионных накоплений должны были быть переведены в НПФ «<данные изъяты>» ** ** ****, однако, ** ** **** В. умер и средства пенсионных накоплений остались в Пенсионном Фонде РФ. При этом в едином реестре застрахованного лица внесены данные о переходе средств В. в негосударственный пенсионный фонд. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемнику Ваининой О.В. Отделением ПФР по <данные изъяты> не представляется возможным в связи с отсутствием порядка определения суммы средств пенсионных накоплений, подлежащей выплате правопреемнику умершего застрахованного лица в случае возврата средств пенсионных накоплений НПФ из - за того, что договор об обязательном пенсионном страховании не вступил в силу на момент застрахованного лица. После утверждения порядка выплат, средства пенсионных накоплений будут выплачены правопреемнику Ваниной О.В. незамедлительно. На индивидуальном лицевом счете В. (СНИЛС ) имеются сведения об уплаченных суммах страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты> копейка.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> Коннова Е.Г. в ходе судебного заседания пояснила, что ** ** **** Ванина О.В. обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти супруга – В., умершего ** ** **** в территориальный орган ПФР (УПФР в <данные изъяты>), заявление с полным пакетом документов было направлено в Отделение ПФР по <данные изъяты>, поскольку выплата средств пенсионных накоплений правопреемнику умершее го застрахованного лица относится к компетенции этого учреждения. По делу согласна с позицией Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты>.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Свидетельством о заключении брака подтверждается, что брак между В. и Ваниной (до регистрации брака – О.В. был заключен ** ** ****,

Из Свидетельства о смерти видно, что В. ** ** **** года рождения уроженец <адрес> умер ** ** ****, о чем Отделом ЗАГС администрации <данные изъяты> произведена актовая запись о смерти от ** ** ****.

В соответствии с Информацией из индивидуального лицевого счета застрахованного лица В. , сумма страховых взносов на накопительную часть пенсии начислено – <данные изъяты> копеек, уплачено – <данные изъяты> копейка.

В материалах дела представлены извещения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица В., а также договор об обязательном пенсионном страховании между <данные изъяты> Негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом – В. от ** ** ****, в соответствии с которым фонд обязался осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую в себя аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу В. накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях производить выплаты правопреемникам застрахованного лица. В силу пункта 38 договора договор вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений на счет фонда.

Как следует из Уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованному лицу В. о внесении изменений в Единый реестр застрахованных лиц от ** ** **** , внесены изменения в Единый реестр застрахованных лиц сведений о том, что инвестирование и учет средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд <данные изъяты>.

В письме на имя Ваниной О.В. от ** ** **** ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> сообщило в ответ на ее обращение, что на индивидуальном лицевом счете умершего В. отражено заявление о переходе в Негосударственный пенсионный фонд <данные изъяты> и договор об обязательном пенсионном страхования. Негосударственный пенсионный фонд <данные изъяты> возвратил документы в отношении застрахованного лица, так как формирование накопительной части через фонд не осуществлялось на дату смерти, так как договор был заключен, но ко дню смерти застрахованного лица не вступил в силу. Для определения размера средств пенсионных накоплений, подлежащих выплату правопреемнику умершего застрахованного лица необходимо внесение изменений в единый реестр застрахованных лиц и основание для такого действия. Выплата средств пенсионных накоплений может быть произведена только после внесения изменений в ряд нормативно – правовых актов или на основании соответствующего решения суда.

Статья 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает, что за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений устанавливается отдельным федеральным законом. Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

Пункт 12 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Согласно статье 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает перевод средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, но не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).

Часть 3 той же статьи предусматривает, что Управляющая компания вправе заявить отказ от принятия средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц в порядке выбора ими инвестиционного портфеля (управляющей компании) на очередной срок. В этом случае она обязана уведомить Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от принятия средств пенсионных накоплений. Срок отказа от принятия средств пенсионных накоплений на очередной срок не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения.

Из изложенного с учетом данных представленных документов, следует, что В. ** ** **** заключил договор об обязательном пенсионном страховании с <данные изъяты> Негосударственным пенсионным фондом, который предполагал передачу средств накопительной части трудовой пенсии В. в этот негосударственный пенсионный фонд. На основании договора и заявления В. в единый реестр застрахованных лиц были внесены сведения о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Однако, фактически такого перехода и передачи средств не произошло, средства пенсионных накоплений В. находятся в Пенсионном фонде РФ, так как до момента вступления договора с негосударственным пенсионным фондом в силу, В. умер. При таких обстоятельствах Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> обязано было выплатить правопреемнику умершего – Ваниной О.В. средства пенсионных накоплений. Закон связывает обязанность такой выплаты со смертью застрахованного лица и своевременным – в течение шести месяцев обращением правопреемника за выплатой средств пенсионных накоплений. В ходе судебного разбирательства ответчик не отрицал тот факт, что средства пенсионных накоплений В. негосударственному пенсионному фонду не предавались, а также факт своевременного обращения правопреемника умершего застрахованного лица – супруги Ваниной О.В. за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. Доводы ответчика и третьего лица о невозможности определения размера выплат до введения нормативного регулирования сложившейся ситуации не могут быть приняты во внимание как основания для освобождения ответчика от выплат, установленных законом, в неоспариваемом размере - <данные изъяты> копейка. При таких обстоятельствах иск Ваниной О.В. о возложении на Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <данные изъяты> выплатить денежные средства пенсионных накоплений правопреемнику умершего ** ** **** в городе <данные изъяты> застрахованного лица В. в сумме <данные изъяты> копейки подлежит удовлетворению.

На основании статьи 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы п оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме <данные изъяты> копейка.

Руководствуясь ст.ст. 38 Федерального закона № 111 – ФЗ от 24.07.2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», п. 6 ст. 16 Федерального закона № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 98, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ваниной О.В. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда по <данные изъяты> о включении в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <данные изъяты> выплатить Ваниной О.В. ** ** **** года рождения уроженке <данные изъяты> денежные средства пенсионных накоплений правопреемнику умершего ** ** **** в городе <данные изъяты> супруга В. ** ** **** года рождения уроженца <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> копейки, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины – <данные изъяты> копейка.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

судья Бузулукского районного суда Н.В.Быкова