№ 2(1)-2857/2011 по иску прокурора к Администрации МО ... об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью



Дело № 2(1)-2857/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бузулук 12 декабря 2011 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Куликовского О.В., с участием помощника Бузулукского межрайонного прокурора Кузьменковой Н.Н.,

с участием истца Поповой Е.Ю.,

при секретаре Лазареве В.Н.,

рассмотрев гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Поповой Е.Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью,

УСТАНОВИЛ:

Бузулукский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд в интересах Поповой Е.Ю. с иском к Администрации МО <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ФЗ №159-ФЗ от 12.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ходе проведения проверки было установлено следующее. Попова Е.Ю., ** ** **** года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО <адрес>, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В соответствии с постановлением администрации <адрес> за от ** ** **** Попова Е.Ю. как ребенок оставшийся без попечения родителей, была поставлена администрацией МО <адрес> на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с требованиями ст. 121 СК РФ – защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 г. (с изменениями и дополнениями) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования, и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органом исполнительной власти по месту регистрации Поповой Е.Ю., который должен обеспечить ее жилым помещением, является администрация МО <адрес>.

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, признания недействительным акта органа местного самоуправления, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решении вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

В нарушение вышеуказанных норм права, Попова Е.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Таким образом, происходит нарушение права на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.

В связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - орган исполнительной власти по месту жительства ребенка сироты, вне очереди обязан обеспечить ее жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Попова Е.Ю. обратилась в органы прокуратуры с письменным заявлением о защите ее жилищных интересов в судебном порядке.

По результатам проведенной проверки, Бузулукским межрайонным прокурором было принято решение об обращении в суд в интересах заявителя об обеспечении жилым помещением.

Согласно ст. 22 ГПК РФ к подведомственности судов общей юрисдикции, относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских и иных правоотношений и на основании ст. 24 ГПК РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В судебном заседании помощник Бузулукского межрайонного прокурора Кузьменкова Н.Н. иск прокурора поддержала, подтвердила изложенные в исковом заявлении доводы. Просила суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Поповой Е.Ю. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета <адрес>.

Истец Попова Е.Ю. заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме.

В адресованном суду отзыве на исковое заявление ответчик – глава Администрации муниципального образования <адрес> Садов В.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований Бузулукского межрайпрокурора об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм Поповой Е.Ю., оставшейся без попечения родителей. Просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В адресованном суду отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – Правительства <адрес> – министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> Домников С.Ю. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя и указал, что <адрес> от ** ** **** полномочиями <адрес> по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации<адрес>, в соответствии с нормами пункта 4 ст. 49 ЖК РФ, передал полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда органам местного самоуправления. Кроме того, с наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает во внимание, что иск признан ответчиком добровольно, ему понятны все последствия принятия его судом, интересы других лиц по данному делу не нарушаются.

Выслушав помощника прокурора, истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, включая права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Исходя из анализа представленных суду доказательств суд находит, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Из постановления Администрации МО <адрес> от ** ** **** следует, что Попова Е.Ю., ** ** **** года рождения, принята на регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. (Мать Поповой Е.Ю. – П. лишена родительских прав, на основании решения Бузулукского городского суда от ** ** ****, отца нет – справка , отец записан со слов матери).

Из свидетельства о рождении Поповой Е.Ю. серии следует, что она ** ** **** года рождения, ее матерью записана П., отцом записан О..

Согласно аттестату об основном общем образовании № от ** ** **** выданному муниципальным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа», Попова Е.Ю. окончила указанное образовательное учреждение в ** ** **** году.

Согласно диплому о начальном профессиональном образовании решением государственной аттестационной комиссии ГУ начального пофессионального образования Профессиональное училище <адрес> ** ** ****, Поповой Е.Ю. присвоена квалификация повар 3 разряда кондитер 3 разряда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ** ** **** (с изменениями и дополнениями), <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами <адрес>.

Согласно ст.1 Закона Оренбургской области «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области»№ 2706 от 9.11.2005 в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области - Правительством Оренбургской области. Согласно ст.2 Закона Оренбургской области «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» от 26.11.2007г. №1731/357-IV-03, муниципальные районы наделяются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними: принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.

Из анализа указанных правовых норм следует, что предоставление жилого помещения Поповой Е.Ю. является обязанностью муниципального образования и не противоречит ст.ст. 5 и 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Исходя из изложенного исковые требования прокурора в интересах Поповой Е.Ю. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Поповой Е.Ю. к Администрации муниципального образования «<адрес>» об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> предоставить Поповой Е.Ю., ** ** **** года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение общей площадью не менее нормы представления на 1 человека в пределах территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Куликовский