№ 2(1)-2809/2011 по иску Бусаревой Г.Н. к Администрации МО ... о понуждении в предоставлении жилого помещения



Дело№ 2(1)-2809/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бузулук 08 декабря 2011 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи Куликовского О.В.

с участием истца Бусаревой Г.Н.

представителя истца Швецовой А.А., действующей на основании ордера от ** ** ****

при секретаре Лазареве В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бусаревой Г.Н. к Администрации Муниципального образования <адрес> о понуждении в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Бусарева Г.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования <адрес> о понуждении в предоставлении жилого помещения. Просила суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Бусаревой Г.Н. - жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании истица Бусарева Г.Н. и ее представитель адвокат – Швецова А.А., действующая по ордеру от ** ** **** поддержали заявленные требования и пояснили, что решением <данные изъяты> от ** ** **** ее мать К. в отношении нее и ее сестры была ограничена в родительских правах. В связи с чем она была передана на полное государственное обеспечение в <данные изъяты> детский дом.

Решением <данные изъяты> от ** ** **** ее мать И. в отношении нее и ее сестры была лишена родительских прав.

Решением <данные изъяты> от ** ** **** ее отец У. в отношении нее был лишен родительских прав.

Таким образом, она осталась без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении в <адрес> детском доме.

Окончив общеобразовательное учреждение <адрес> среднюю школу <адрес> она поступила в ГОУ СПО «<данные изъяты>», где обучалась по очной форме обучения по специальности «Специальная педагогика» и получила свободное трудоустройство. После окончания учебного заведения она осталась проживать в <адрес>.

** ** **** у нее родилась дочь В..

Жилого помещения для постоянного проживания она и ее дочь не имеют.

В настоящее время она не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, вынуждена снимать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Бусарева Г.Н. по статусу является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В нарушение требований жилищного законодательства, жилое помещение предоставлено не было.

Согласно п.2 ч,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья.

Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил. Администрацией Муниципального образования <адрес> в отношении Бусаревой Г.Н. такая обязанность не выполнена.

В судебном заседании истица Бусарева Г.Н. и ее представитель адвокат – Швецова А.А. поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление начальника Управления имущественных отношений администрации г.Бузулука Ю.М.Елисеева о том, что администрация <адрес> не признает исковые требования Бусаревой Г.Н. об обязании администрации <адрес> предоставить ей жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ** ** **** Бусарева Г.Н., ** ** **** года рождения была принята на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-03 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьями 4 и 5 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-03 регламентируются права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий Оренбургской области.

Одной из обязанностей органов местного самоуправления, прописанных в законе, является предоставление в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области необходимых документов и информации, связанной с осуществлением отдельных государственных полномочий Оренбургской области, а так же с использованием выделенных на эти цели финансовых средств.

Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы государственной власти обязаны ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий.

Таким образом, администрация <адрес> ведет работу по постановке и ведению учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирует учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирует и направляет уточненные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же направляет отчет о расходовании субвенций, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования <адрес> на реализацию передаваемых полномочий <адрес> по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан. Администрация <адрес> не нарушила прав и законных интересов Бусаревой Г.Н. и не может самостоятельно отвечать по обязательствам <адрес>.

В администрации <адрес> по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сегодняшний день поставлено на учет 56 человек и данный список постоянно корректируется. Информация о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ежегодно предоставляется в Управление жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства в целях расчета субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей сирот. Администрация <адрес> не нарушила права и законные интересы истца, поскольку очередь на обеспечение жильем по договору социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отношении Бусаревой Г.Н. не наступила, так как ее учетный номер 50.

Администрация <адрес> не обладает полномочиями по распоряжению средствами бюджета Оренбургской <адрес> и соответственно не может повлиять на сумму бюджетных средств, выделяемую для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительство Оренбургской области, в соответствии со статьей 6 Закона Оренбургской области от 16.11.2009 г. № 3221/738-IV-03 «О бюджетном процессе в Оренбургской области», обладающее полномочиями по исполнению расходных обязательств Оренбургской области, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, однако обязанность по финансированию органа местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государственными полномочиями субъекта. Просит суд привлечь в качестве соответчика Правительство Оренбургской области и отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Правительства <адрес>, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания. В материалах дела имеется отзыв на иск Министра Домникова С.Ю. согласно которому, Правительство <адрес>, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> по иску Бусаревой Г.Н. об обеспечении ее по месту жительства жильем не ниже установленных социальных норм сообщает следующее. Законом Оренбургской области от 29.12.2008г. №1853/389-IV-ОЗ полномочиями <адрес> по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации<адрес>, в соответствии с нормами п.4 ст.49 Жилищного кодекса РФ, передал полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления.

С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств.

Кроме того, согласно ст.4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Бусарева Г.Н. родилась ** ** **** в <адрес>, родителями являются: У., Б..

Согласно паспорту гражданина РФ серии от ** ** **** Бусарева Г.Н. зарегистрирована по адресу: Оренбургская <адрес>.

Закрепленного жилья Бусарева Г.Н. не имеет.

Согласно Распоряжения <адрес> территориальный орган государственного управления <адрес> от ** ** **** за «О направлении детей из малообеспеченных и неблагополучных семей <адрес> в <данные изъяты> детский дом» Бусареву Г.Н., ** ** **** рождения направлена в <данные изъяты> детский дом на полное государственное обеспечение.

Решением <адрес> от ** ** **** К., ** ** **** года рождения, уроженка <адрес> лишена родительских прав в отношении детей: С., ** ** **** года рождения и Бусаревой Г.Н., ** ** **** года рождения.

Решением <адрес> от ** ** **** У., ** ** **** года рождения, уроженец <адрес> лишен родительских прав в отношении С., ** ** **** года рождения и Бусаревой Г.Н., ** ** **** года рождения и взысканы алименты в пользу <данные изъяты> детского дома на содержание дочери С., ** ** **** года рождения и дочери Бусаревой Г.Н., ** ** **** года рождения в размере третьей части заработка и иного дохода.

Из справки выданной <данные изъяты> детским домом от ** ** **** за видно, что Бусарева Г.Н., ** ** **** года рождения проживала в <данные изъяты> детском доме с ** ** **** по ** ** **** и находилась на полном гособеспечении.

Как следует из уведомления Управление имущественных отношений администрации <адрес> от ** ** **** за согласно постановления администрации <адрес> от ** ** **** -п приняты на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 2 человека: Бусарева Г.Н., ** ** **** года рождения, В., ** ** **** года рождения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Судом установлено, что Бусарева Г.Н. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 6 закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» от 29.12.2007 года: финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.

Законом Оренбургской области о предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилого фонда Оренбургской области от 13.07.2007 г., установлено, что одиноко проживающим гражданам жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются в размере 33 кв. метра общей площади жилья.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

Бусарева Г.Н. окончила ГОУ СПО «<адрес>» с присвоением квалификации «Социальный педагог с дополнительной подготовкой в области психологии» в ** ** ****., что подтверждено дипломом о среднем профессиональном образовании от ** ** ****

Обязанность обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится и Бусарева Г.Н., является расходным обязательством субъекта РФ, финансируемым за счет средств бюджета области.

Статьями 1,2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389 – IV – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственным полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил возложена на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации и субъекта Оренбургской области на Администрацию Муниципального образования – г.Бузулука Оренбургской области возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

Бусарева Г.Н. – ребенок – оставшийся без попечения родителей по достижению совершеннолетия и окончании обучения была поставлена на соответствующий учет для получения жилья, отвечающего социальным нормам Администрацией МО <адрес>, однако, не была обеспечена жильем.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом вопрос о предоставлении Бусаревой Г.Н. жилья не решен, что нарушает ее право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах, исковые требования Бусаревой Г.Н. о возложении на ответчика – Администрацию МО <адрес> обязанности обеспечить Бусареву Г.Н. жильем не ниже социальной нормы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Бусаревой Г.Н. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> обеспечить Бусареву Г.Н., ** ** **** года рождения, уроженку <адрес>, жилым помещением общей площадью не менее нормы представления на 1 человека в пределах территории муниципального образования <адрес>, за счет средств <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд.

Судья О.В.Куликовский