№ 2(1)-2858/2011 по иску прокурора к Администрации ... об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм



Дело№2(1)-2858/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бузулук 30 ноября 2011 года

Бузулукский раонный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи Куликовского О.В.

с участием прокурора - помощника Бузулукского межрайпрокурора Кузьменковой Н.Н.

истца Жмуркиной М.Г.

при секретаре Лазареве В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайпрокурора в интересах Жмуркиной М.Г. к Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л:

Бузулукский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах Жмуркиной М.Г. к Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Жмуркиной М.Г. - жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Кузьменкова Н.Н. поддержала заявленные требования и пояснила, что Бузулукской межрайонной прокуратурой в целях исполнения соблюдения требований Федерального закона № 159-ФЗ от 12.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией МО <адрес> были затребованы списки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки было установлено следующее: Жмуркина М.Г., ** ** **** года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением администрации МО «<адрес>» за от ** ** **** Жмуркина М.Г., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена администрацией МО «<адрес>» на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет.

Жмуркина М.Г. по статусу является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В нарушение требований жилищного законодательства, жилое помещение предоставлено не было.

Согласно п.2 ч,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья.

Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил. Администраций Муниципального образования <адрес> в отношении Жмуркиной М.Г. такая обязанность не выполнена.

В судебном заседании помощник прокурора Кузьменкова Н.Н. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Жмуркина М.Г. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется отзыв на заявление Главы района Садова В.Ю. о том, что администрация МО «<адрес>» не возражает против удовлетворения исковых требований Бузулукского межрайпрокурора младшего советника юстиции Мухорьямова Ю.И. об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм Жмуркиной М.Г., ** ** **** года рождения, оставшейся без попечения родителей, а так же указали, что согласно ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договором социального найма. Иного вида договорных отношений в целях обеспечения нуждающихся в жилых помещениях жилыми помещениями действующее жилищное законодательство не предусматривает (ст.49,51 ЖК РФ).

Представитель Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие с ч, 5, 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия ответчика и третьего лица.

В соответствие со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанных в ч.3 ст.49 ЖК, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда исключительно в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями (ч.4 ст.49 ЖК РФ). При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов (ст.19 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

В ст. 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года № 173/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» отражено, что муниципальным районам и городским округам передаются в том числе и государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом органы государственной власти Оренбургской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий.

В настоящее время достаточных материальных ресурсов субъектом РФ МО «<адрес>» не передано.

Согласно Закону Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением граждан данной категории, признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствие с постановлением администрации от ** ** **** гражданка Жмуркина М.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в установленном законом порядке, т.е. орган местного самоуправления – администрация <адрес> – исполнила свои обязательства в рамках реализации собственных полномочий в полном объеме. Просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации МО «<адрес>».

Представитель Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания. Заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства <адрес> в суд не поступало. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства <адрес>.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Жмуркина М.Г. родилась ** ** ****, в <адрес>, родителями являются: М., Ж., что подтверждается свидетельством о рождении .

Согласно паспорту гражданина от ** ** **** Жмуркина М.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Закрепленного жилья Жмуркина М.Г. не имеет.

Согласно Постановлению Администрации муниципального образования <адрес> от ** ** **** «О постановке граждан на учет для получения жилой площади» Жмуркина М.Г., ** ** **** года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, родители умерли принята на регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Жмуркина М.Г. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о смерти серии М. умер ** ** **** в <адрес>

Согласно свидетельству о смерти Ж. умерла ** ** **** в <адрес>.

Как следует из удостоверения Ч., проживающая в <адрес> согласно постановления главы муниципального образования «<адрес>» от ** ** **** за назначена опекуном над несовершеннолетней Жмуркиной М.Г., родившейся ** ** **** и над ее имуществом.

В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 6 закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» от 29.12.2007 года: финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.

Законом Оренбургской области о предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилого фонда Оренбургской области от 13.07.2007 г., установлено, что одиноко проживающим гражданам жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются в размере 33 кв. метра общей площади жилья.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

Жмуркина М.Г. окончила МОУ <адрес> в ** ** ****, что подтверждено свидетельством от ** ** **** и аттестатом о среднем (полном) общем образовании серии от ** ** ****

Обязанность обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится и Жмуркина М.Г., является расходным обязательством субъекта РФ, финансируемым за счет средств бюджета области.

Статьями 1,2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389 – IV – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственным полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил возложена на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации и субъекта Оренбургской области на Администрацию Муниципального образования – «Бузулукский район» Оренбургской области возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

Жмуркина М.Г. – ребенок – оставшийся без попечения родителей по достижению совершеннолетия и окончании обучения была поставлена на соответствующий учет для получения жилья, отвечающего социальным нормам Администрацией МО <адрес>, однако, не была обеспечена жильем.

Доводы ответчика администрации МО «<адрес>» о том, что Администрация МО «<адрес>» выполнило свои обязательства, поставив истца на регистрационный учет для получения жилья, не могут служить основаниями для освобождения администрации МО «<адрес>» от обязанности обеспечить ребенка оставшегося без попечения родителей жильем не ниже социальных норм, так как законом не предусмотрено обязательное требование об обеспечении этой категории граждан муниципальным жильем, то есть форма и порядок обеспечения жильем отнесены законодателем к компетенции органов местного самоуправления.

Сама по себе постановка на учет не может расцениваться как исполнение обязанности по обеспечению жильем.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом вопрос о предоставлении Жмуркиной М.Г. жилья не решен, что нарушает ее право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах, исковые требования Бузулукского межрайпрокурора о возложении на ответчика – Администрацию МО <адрес> обязанности обеспечить Жмуркину М.Г. жильем не ниже социальной нормы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Бузулукского межрайпрокурора Мухорьямова Ю.И. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» обеспечить Жмуркину М.Г., ** ** **** года рождения, уроженку <адрес> жилым помещением общей площадью не менее нормы представления на 1 человека в пределах территории <адрес>, за счет средств <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через «Бузулукский район»ный суд.

Судья О.В.Куликовский