№ 2(1)-2757/2011 по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к НУЗ ... о возложении обязанности по созданию либо выделению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты



Дело № 2(2)-2757/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бузулук 08 декабря 2011 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Куликовского О.В.,

при секретаре Лазареве В.Н.,

представителя ответчика Гаврилиной Г.М., действующей на основании доверенности от ** ** ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц РФ к Негосударственному учреждению здравоохранения <данные изъяты> о возложении обязанности по созданию либо выделению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц РФ обратился в Бузулукский районный суд с иском к Негосударственному учреждению здравоохранения <данные изъяты> о возложении обязанности по созданию либо выделению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты указав, что Оренбургской транспортной прокуратурой в ** ** **** года проведена проверка исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в негосударственном учреждении здравоохранения <данные изъяты>. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников в вышеуказанной больнице в ** ** **** составила 199 человек. В соответствии со ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Закон Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» устанавливает размер квоты для организации численностью свыше 100 человек 4 %, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 % от среднесписочной численности работников. Из вышеуказанного следует, что квота для трудоустройства инвалидов в негосударственном учреждении здравоохранения «<данные изъяты>» составляет не менее 2 рабочих места. Вместе с тем, как установлено проверкой указанная квота в течение длительного времени не исполняется. По состоянию на ** ** **** в больнице не работает ни одного инвалида, специальные рабочие места для инвалидов в больнице, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не созданы. Указанные действия негосударственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» являются незаконными и ущемляют права и законные интересы инвалидов в области занятости гарантированные законодательством Российской Федерации. При этом установить конкретный круг лиц, чьи права нарушены, не представляется возможным по причине возможного изменения социального статуса граждан, их занятости.

Учитывая вышеизложенное, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать Негосударственное учреждение здравоохранения <данные изъяты> создать либо выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Представитель Оренбургской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика Гаврилина Г.М. в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать полностью в исковых требованиях, так как: НУЗ <данные изъяты> выполняет законодательство РФ; в учреждении установлена квота для граждан особо нуждающихся в социальной поддержке; на установленных квотированных рабочих местах работают граждане, постоянно проживающие в <адрес> в количестве 61 человек и пояснила, что ** ** **** заместителем транспортного прокурора Задирако И.А. в НУЗ <данные изъяты> был направлен запрос (в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»), о представлении не позднее ** ** **** факсимильной связью в Оренбургскую транспортную прокуратуру справки о количестве работающих сотрудников в больнице и количество работающих среди них инвалидов на ** ** ****. С ** ** **** в НУЗ <данные изъяты> уволилась по собственному желанию ведущий специалист по управлению персоналом Б. и обязанности с ** ** **** по п. приказа от ** ** **** возложены на бухгалтера Т., которая ошибочно передала факсимильной связью справку от ** ** **** не владея информацией о работающих инвалидах (копия объяснительной прилагается).

НУЗ <данные изъяты> фактически выполняется законодательство РФ, а именно ст. 37 Конституции РФ, где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

Фактически численность работников НУЗ <данные изъяты> на ** ** **** составляла 199 человек, среднесписочная численность на момент установления квоты составила 195 человек, квота для особо нуждающихся в мерах социальной поддержки определена в размере 8 человек.

На ** ** **** в НУЗ <данные изъяты> продолжали работать на квотированных рабочих местах 61 человек, из них: 3 инвалида; 58 женщин, имеющих малолетних детей. ** ** **** уволилась по собственному желанию инвалид группы Е., которая работала зубным техником в зуботехнической лаборатории стоматологического отделения.

В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 года № 1526/257-Ш-03 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать 4 % от среднесписочной численности работников.

61 человек в НУЗ <данные изъяты> работает на квотированных рабочих местах, это в 7,6 раза превышает установленную квоту. В силу п. 2 ст. 5 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 года № 1526/257-Ш-03 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в ст. 3 настоящего Закона, с учетом объемов предложения рабочей силы. С ** ** **** в НУЗ <данные изъяты> было закрыто хирургическое отделение, в связи с этим произведено сокращение численности на 26 человек. С ** ** **** планируется закрытие и терапевтического отделения больницы с дальнейшим сокращением сотрудников в количестве 45 человек. Кроме того представителем ответчика в судебном заседании к материалам дела приобщен приказ главного врача НУЗ<данные изъяты> от ** ** **** об установлении квоты на рабочие месте по штатному расписанию в количестве 8 единиц, в том числе:

- для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в количестве 3 штантые единицы,

- для женщин, имеющих малолетних детей в количестве 5 штатных единиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, а именно:

запрос заместителя транспортного прокурора Задирако И.А. (в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ») о количестве работающих сотрудников в больнице и количестве работающих среди них инвалидов на ** ** ****;

ответ-справку НУЗ <данные изъяты> на запрос о количестве работающих в больнице по состоянию на ** ** **** в количестве 199 человек, инвалидов среди них нет;

справку о проведенной проверки; возражение на справку от ** ** ****; приказ о прекращении трудового договора с Б.;

приказ о доплате за совместительство Т.; объяснительная Т.; приказ о прекращении трудового договора с Е.; приказ от ** ** **** «О внесении изменений в штатное расписание»; приказ от ** ** **** «О проведении мероприятий по реорганизации НУЗ <данные изъяты>;

информацию от ** ** ****;

информацию об исполнении квоты на трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите за ноябрь 2011 г., из которой следует, что в НУЗ <данные изъяты> квота рабочих мест – 4, занято – 3 (инвалид группы – К. – санитарка; инвалид группы – Ш. – санитарка; инвалид группы – В. – санитарка); информацию НУЗ <данные изъяты> на ** ** **** для постановки на учет по вопросу реализации квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите из которой следует, что среднесписочная численность работников на момент установления организации квоты – 193, количество инвалидов, работающих в организации на момент установления квоты – 3, % инвалидов от среднесписочной численности работников – 1,5 %, количество женщин, имеющих малолетних детей, работающих в организации на момент установления квоты – 56, % вышеуказанных граждан от среднесписочной численности работников – 29,0 %,

суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать по следующим мотивам:

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии со ст. 5 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. № 1526/257 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четыре процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, указанных в статье 3, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в статье 3 настоящего Закона, с учетом объемов предложения рабочей силы.

В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. № 1526/257 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы. Суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать четырех процентов от среднесписочной численности работников.

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком добровольно и полностью удовлетворены исковые требования, издан приказ о квотировании рабочих мест, суд находит, что предмет спора на момент удаления суда в совещательную комнату отсутствует, в связи с чем суд находит правильным отказать в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц РФ к Негосударственному учреждению здравоохранения <данные изъяты> о возложении обязанности по созданию либо выделению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, отказать, ввиду добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд.

Судья О.В. Куликовский