№ 2 (1)-549/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 марта 2011 года г. Бузулук Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Е.Н. Сафроновой при секретаре С.Н. Зиннуровой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <данные изъяты>, заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об обязании администрации МО <данные изъяты> обратиться с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности прокурора <данные изъяты> В.Г. Семенов, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об обязании администрации МО <данные изъяты> обратиться с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, указав, что в ходе проверки проведенной прокуратурой <данные изъяты> установлено, что в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> по направлению на север находится общественное кладбище <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га собственник которого отсутствует. Земельный участок, фактически используемый в качестве кладбища является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Обязанность по обустройству кладбища и организации похоронного дела, а также обязанность вести учет, заниматься регистрацией бесхозяйных объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления – Администрации Муниципального образования МО <данные изъяты> Однако, земельный участок, занятый под кладбище на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> до настоящего времени не поставлен, что нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории сельсовета, так как при обустройстве захоронений не ведется соответствующий учет захоронений, не контролируется исполнение санитарно – эпидемиологических норм и правил при обустройстве захоронений. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Просит обязать Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества общественного кладбища <адрес> расположенного в <данные изъяты> метрах по направлению на север от <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га в срок до **.**.**** В судебном заседании истец - исполняющий обязанности прокурора <данные изъяты> Семенов В.Г. исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, указав, что целью обращения в суд с данным иском является побудить администрацию муниципального образования начать процедуру постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – кладбища. Для обращения с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества срок, заявленный прокурором – до **.**.**** является достаточным и обоснованным. Представитель ответчика глава Муниципального образования <данные изъяты> Алимкина Л.Г., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что на территории сельсовета имеется кладбище, собственник кладбища отсутствует. Не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на сельсовет обязанностей обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – земельного участка, используемого под кладбище, ранее эти мероприятия не производились в связи с отсутствием необходимых для оформления полного пакета документов средств в бюджете муниципального образования. Выслушав исполняющего обязанности <данные изъяты> прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Согласно статье 18 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их заявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Статья 19 Закона <данные изъяты> от **.**.**** № № «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты> предусматривает, что решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления. Места погребения могут быть: по принадлежности: государственными, муниципальными; по обычаям: общественными, вероисповедальными, воинскими; по историческому и культурному значению: историко-мемориальными. В силу пункта 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации ого самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со статьей 2 пунктом 2 Устава МО <данные изъяты> в состав сельсовета входит <адрес>, следовательно общественное кладбище расположено в границах МО <данные изъяты> В соответствии со статьей 5 Устава администрация муниципального образования <данные изъяты> совет решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в | муниципальной собственности поселения; организует и осуществляет мероприятия по защите деления и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, занимается организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья. Как следует из информации, представленной <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (Управлением Росреестра по <данные изъяты>) **.**.**** в ответ на запрос исполняющего обязанности прокурора <данные изъяты> на территории МО <данные изъяты> территории кладбищ на кадастровом учете не стоят и не внесены в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Регистрация права не проводилась. Территория кладбищ в границах муниципального образования отмечены в кадастровых материалах, (картографических материалах) проектов внутрихозяйственного землеустройства территорий. В ответе на запрос № от **.**.**** Администрация Муниципального образования <данные изъяты> подтвердила наличие на территории муниципального образования в <адрес> кладбища, расположенного в <данные изъяты> метрах от ориентира по направлению на север площадью <данные изъяты> га, <данные изъяты> На территории МО <данные изъяты> специальной службы по вопросам похоронного дела нет, соглашения ни с кем не заключено. Книга регистраций захоронений не ведется. Организация похоронного дела на территории населенных пунктов отнесена к компетенции органов местного самоуправления и является обязанностью администрации муниципального образования. Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования – ответчика по делу существует земельный участок, используемый как общественное кладбище, право собственности, на который не зарегистрировано, лицо, фактически использующее указанный земельный участок не установлено, регистрация захоронений, контроль за санитарно – эпидемиологическим состоянием захоронений не ведется в связи с отсутствием собственника земельного участка. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Что нарушает права граждан – жителей территории населенного пункта на обеспечение безопасности и благоприятной окружающей среды. Земельный участок, используемый под общественное кладбище, обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи. Согласно статье 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия бесхозяйной вещи на учет предусмотрен в «Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, пункт 2 которого предусматривает, что Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Как следует из пункта 5 того же Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Из изложенного следует, что устранение существующего нарушения порядка организации захоронений и соблюдение безопасности захоронений является обязанностью местной администрации, для приведения в соответствие с требованиями закона сложившихся правоотношений администрация <данные изъяты> обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет объекта имущества - общественного кладбища <адрес>, расположенного примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на север от <адрес> площадью <данные изъяты> Руководствуясь ст. ст. 12,125, 225 ГК РФ, Закона Российской Федерации «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 39,173, 194- 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск исполняющего обязанности прокурора <данные изъяты>, заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об обязании администрации МО <данные изъяты> обратиться с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища удовлетворить. Обязать Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> в срок до **.**.**** обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественного кладбища, расположенного примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на север от <адрес> Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней. Судья Бузулукского районного суда Е.Н.Сафронова