Дело № 2(1) – 2059/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Бузулук 28 сентября 2012 года Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи О.С. Жуковой, при секретаре Ивановой К.А., с участием: помощника <адрес> межрайонного прокурора Щербатовой А.В., представителя ответчика Районного межмуниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства <адрес> Щербаковой Т.В., действующей на основании доверенности от ** ** ****, представителя третьего лица, главы <адрес> сельсовета Рубцовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, с участием третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес>, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства, УСТАНОВИЛ: <адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, с участием третьего лица Администрации МО <адрес> сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства, в обоснование иска указал, что <адрес> межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>. В ходе проверки установлено, что собственником объектов водоснабжения <адрес> является администрация муниципального образования <адрес> сельсовет. Данные объекты на основании договора переданы в безвозмездное пользование РМУП ЖКХ <адрес>. Питьевая вода добывается на водозаборе, расположенном в <адрес> с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Территория первого пояса зоны санитарной охраны (здесь и далее ЗСО) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Таким образом, в результате нарушения отмеченных требований санитарно-эпидемиологического законодательства созданы предпосылки для возникновения угрозы снабжения населения, проживающего в <адрес> некачественной питьевой водой и вследствие этого возможно возникновение заболеваний опасных для жизни и здоровья людей, что является недопустимым в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Следовательно, для установления зоны санитарной охраны необходимо наличие проекта зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственного водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего как на территории <адрес> сельсовета, так и в <адрес>, что является нарушением ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Просит суд признать незаконным бездействие РМУП ЖКХ <адрес>, выразившееся в непринятии мер в части не ограждения первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес>, не осуществления охраны данных скважин. Обязать РМУП ЖКХ <адрес> в срок до ** ** **** оградить полностью первый пояс санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и осуществлять охрану указанных водозаборных скважин. В ходе судебного заседания помощник <адрес> межрайонного прокурора Щербатова А.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме, уточнив, что ограждение и охрана должны соответствовать СанПиН, конкретная их форма остается на усмотрение ответчика. На территории <адрес> имеется скважина, ограждение и охрану необходимо осуществлять именно её. Представитель РМУП ЖКХ <адрес> Щербакова Т.В. в ходе судебного заседания исковые требования не признала, пояснив, что между РМУП ЖКХ <адрес> и МО <адрес> сельсовет заключен договор № безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности с приложениями к договорам - актами приема-передачи имущества. В соответствии с п.2.2.2. договора Ссудополучатель обязан своевременно производить текущий и капитальный ремонт имущества в пределах сумм, заложенных в тарифы по амортизации имущества. Тарифы на производство и транспортировку питьевой воды на ** ** **** гг. прошли экспертизу и были утверждены Приказами Департамента по ценам и регулированию тарифов <адрес> и Постановлением администрации МО <адрес> (Приказ № от ** ** ****, Приказ № от ** ** ****, Постановление № от ** ** ****). Все статьи расходов проиндексированы с учетом индекса предельного роста тарифа на каждый год. Согласно калькуляции на производство и транспортировку питьевой воды денежных средств на капитальный ремонт в тариф на ** ** **** г.г. не заложено. В результате проведенной Межрайонной ИНФС РФ № по <адрес> налоговой проверки вынесено требование № от ** ** **** перевести арендованные основные средства на забалансовый счет и провести корректировку налоговых платежей за ** ** **** гг. В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ амортизационные начисления производит собственник имущества, таким образом, РМУП ЖКХ <адрес> не имеет никакой финансовой возможности за счет амортизации произвести текущий и капитальный ремонт имущества. Устройство санитарных зон, в том числе разработка проектов зон санитарной охраны являются капитальными вложениями, которые с силу ст. 210 ГК РФ обязаны нести собственники имущества: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества...», согласно п. 1.3 договора «Передача имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности». Также, в силу действия ч.2 ст. 691 ГК РФ имущество, передаваемое в безвозмездное пользование, предоставляется с относящимися к нему документами. Таким образом, у РМУП ЖКХ <адрес> отсутствует обязанность по выполнению указанных требований прокурора. Устройство ЗСО предприятие произведет при заключении договора подряда и оплате муниципальным образованием сметного расчета. В соответствии с вышеуказанным, на основании ст. 210, п.4 ст.209 ГК РФ, просят суд в предъявляемых межрайонным прокурором требованиях к РМУП ЖКХ <адрес> отказать. Представитель Администрации МО <адрес> сельсовет <адрес>, глава МО Рубцова Т.И. в судебном заседании исковые требования считала обоснованными, указав, что в отношении сельсовета вынесено решение об обязании подготовить проект ЗСО по скважине, они занимаются этим вопросом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно -эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Частью 2 той же статьи предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов устанавливаются санитарными правилами. Подпунктами 1,2 статьи 19 того же закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Подпунктами 1.4, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.11 10-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. В нарушение указанных норм закона питьевая вода добывается на <данные изъяты> водозаборе, расположенных в <адрес>, с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства: не организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения, не выполнены ограждения территории зон строгого режима эксплуатируемых скважин, не выполнены обязанности по ограждению первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, не организована охрана водозаборных скважин, отсутствует проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения жителей <адрес>, санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод <адрес>. Неисполнение указанных обязанностей является нарушением природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства РФ при эксплуатации водных объектов в <адрес> – водозаборных скважин, что создает угрозу загрязнения питьевой воды и, как следствия, возникновения опасности жизни и здоровью жителей <адрес>. Между РМУП ЖКХ <адрес> и МО <адрес> сельсовет заключен договор № безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности, из которого следует, что МО <адрес> сельсовет передал, а РМУП ЖКХ <адрес> приняло в безвозмездное временное пользование: недвижимое имущество, в том числе, согласно Приложению, водяную скважину с Башней Рожнова. Пунктом 2.2.1 указанного договора РМУП ЖКХ <адрес> обязалось использовать имущество исключительно в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу при его использовании. Эксплуатировать имущество в соответствии с его назначением и принятыми нормами эксплуатации аналогичного имущества. В соответствии с п.2.2 Устава РМУП ЖКХ <адрес> основными видами деятельности предприятия являются установка, монтаж, эксплуатация, ремонт и обслуживание приборов учета, расхода водо-, энерго- теплоснабжения; эксплуатация, обслуживание, капитальный и текущий ремонт фонда инфраструктуры (в том числе водоканализационных сетей); подача и реализация через инженерную сеть питьевой воды, вывод канализационных сточных вод. В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственником водных объектов является администрация МО <адрес> сельсовет, исковые требования о возложении обязанностей по разработке проекта зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого водоснабжения жителей <адрес>, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водопровод <адрес> ответчиком МО <адрес> сельсовет <адрес> ранее в ходе рассмотрения соответствующего иска прокурора признаны. Как следует из статьи 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Условия, порядок и ответственность при передаче вещи в безвозмездное пользование урегулированы в статьях 691, 693 ГК РФ, доказательств, подтверждающих основания возложения на ссудодателя – МО <адрес> сельсовет обязанностей по устранению нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства не представлено. В силу статьи 695 ГК РФ, ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Договором № безвозмездного пользования недвижимым имуществом иных условий не предусмотрено, напротив, п.2.2.2 Договора обязывает именно Ссудополучателя РМУП ЖКХ своевременно производить текущий, капитальный ремонт имущества в пределах сумм, заложенных в тарифы по амортизации имущества. При этом доводы представителя ответчика, что расходы на ограждение первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин и организацию охраны водозаборной скважины не включены в тариф на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям РМУП ЖКХ <адрес> не являются основанием для освобождения РМУП ЖКХ <адрес> от обязанности выполнять требования законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации водных объектов, переданных в безвозмездное пользование. Ссылку же на сообщение МРИФНС № от ** ** **** № суд считает несостоятельной, поскольку речь в нем идет об амортизационных отчислениях по арендованному имуществу, которое также может находиться во владении и пользовании РМУП ЖКХ на основании п.1.4 Устава. Законодательство же в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения не содержит исключений при возложении обязанности по безопасной эксплуатации и несению расходов на приведение водных объектов в состояние, соответствующее требованиям закона, включая расходы на капитальный ремонт, на организации, эксплуатирующих такие объекты. При таких обстоятельствах обязанность по приведению водозаборных скважин в соответствие с действующим законодательством и соблюдению требований безопасной эксплуатации, возлагается на РМУП ЖКХ <адрес>, и исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Районному межмуниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, с участием третьего лица Администрации муниципального образования <адрес> сельсовет <адрес>, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворить. Признать незаконным бездействие Районного межмуниципального унитарного предприятия жилищно–коммунального хозяйства <адрес> при осуществлении деятельности по водоснабжению населения <адрес> в виде неисполнения обязанностей по ограждению первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин, осуществлению охраны водозаборных скважин. Обязать Районное межмуниципальное унитарное предприятие жилищно–коммунального хозяйства <адрес> в срок до ** ** **** выполнить ограждение первого пояса санитарной охраны водозаборной скважины <адрес>, осуществлять охрану водозаборной скважины. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья О.С. Жукова Мотивированное решение составлено 03 октября 2012 г. Судья: