№2-854/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2010 года с. Буздяк
Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сахаутдиновой Г.Т. при секретаре Мустафиной Р.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 32 по Республике Башкортостан к Зиннатуллину Иреку Ямгутдиновичу о взыскании земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № по РБ обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Зиннатуллина И.Я. недоимку по земельному налогу в сумме 463647 рублей 14 копеек, в том числе налога 461992 рубля 06 копеек, пени 1655 рублей 08 копеек, указывая, что Зиннатуллин И.Я. соответствии со ст.388, ст.389 должен уплатить земельный налог: один авансовый платеж 15 сентября года, являющегося налоговым периодом и не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Во владении ответчик имеет земельный участок по адресу: РБ <адрес>. Зиннатуллиным не исполнена обязанность по уплате земельного налога по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено должнику в соответствии со ст.69 НК РФ, на неуплаченную сумму налога начислены пени, поэтому просит взыскать с Зиннатуллина И.Я. сумму недоимки по земельному налогу в размере 463647 руб.14 коп., в том числе налог 461992 руб. 06 коп., пени 1655 руб.08 коп.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Бикбулатова Э.Г.(по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №), исковые требования поддержала, просит суд удовлетворить иск в полном объеме, поясняя, что в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка по адресу: <адрес>, ответчику в мае 2010 года было направлено уточненные уведомления о выплате земельного налога за 2008 и 2009 годы, в связи с невыплатой земельного налога ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование об уплате земельного налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением требования налоговой инспекции в суд направлено исковое заявление о принудительном взыскании с ответчика в доход местного бюджета муниципального района <адрес> РБ недоимку по земельному налогу за 2008-2009 годы в сумме 463647 рублей 14 копеек, в том числе налога 461992 рубля 06 копеек, пени 1655 рублей 08 копеек, считает, что инспекцией после установления недоимки в установленные сроки ответчику были направлены уведомление и требование о выплате земельного налога, до истечения шести месяцев обратились в суд.
Ответчик Зиннатуллин И.Я. исковые требования не признал, суду пояснил, что он в 2007 году по договору купли-продажи приобрел как гражданин земельный участок общей площадью 23896кв.м. по адресу: РБ, <адрес>. Согласно поступившим из налоговой инспекции уведомлениям оплатил земельный налог за 2007, 2008 и 2009 годы. Не согласен с требованием истца о выплате земельного налога за 2008-2009 годы после истечения срока направления требования и обращения в суд, так как до мая 2010 года налоговая инспекция не обращалась с требованием об оплате земельного налога за 2008-2009 годы, считает, что налоговая инспекция должна была знать об увеличении кадастровой стоимости земли еще в 2008 году, не согласен и не может выплатить такую большую сумму земельного налога, которая ему была выставлена по вине налоговой инспекции в июне 2010 года, просит отказать в удовлетворении требований истца из-за нарушения сроков, установленных налоговым кодексом.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лицо, не заявляющих самостоятельных требований ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ своим отзывом от ДД.ММ.ГГГГ № на исковое заявление, за подписью представителя ФГУ ЗКП по РБ ФИО4(по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №), просит дело рассмотреть без их участия, при этом указывает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка 02:16:130126:2 в размере 15417699,20 руб. были переданы в УФНС РБ в составе ежегодной выгрузки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); органы местного самоуправления устанавливают местные налоги (статья 132, часть 1).
Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно положениями его главы 31 (статьи 387 - 398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387), налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389), как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 и пункт 1 статьи 391).
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) или праве пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории, которого введен налог.
В силу ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки согласно ст.394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Сроки уплаты земельного налога, ставки и сроки уплаты земельного налога установлены решением <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.41) и от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.66) в соответствии со ст.394, 397 НК РФ. Согласно указанным решениям налогоплательщики – физические лица уплачивают один авансовый платеж 15 сентября года, являющегося налоговым периодом и не позднее 01 февраля года сумму налога, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая ставка для земельного участка, принадлежащего ответчику по адресу: <адрес> согласно вышеуказанным решениям <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлена 1,5.
Судом установлено, что Зиннатуллиным И.Я. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №n-07-16зем приобретен в собственность земельный участок площадью 23896 кв.м. (для использования в целях: под промышленные предприятия), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер 02:16:130126:2 (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
Сроки уплаты земельного налога, ставки и сроки уплаты земельного налога установлены решением <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.41) и от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.66) в соответствии со ст.394, 397 НК РФ. Согласно указанным решениям налогоплательщики – физические лица уплачивают один авансовый платеж 15 сентября года, являющегося налоговым периодом и не позднее 01 февраля года сумму налога, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая ставка для земельного участка, принадлежащего ответчику по адресу: <адрес> согласно вышеуказанным решениям <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлена 1,5.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговой базой для исчисления земельного налога понимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п.4 указанной статьи налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ответчику по адресу: <адрес> составляет 15417699,2 руб., которая установлена Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Названное постановление Правительства РБ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Инспекция МРИ ФНС России № по РБ направила в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ уведомления № и № на уплату Зиннатуллиным И.Я. земельного налога за 2008 и 2009 годы; требование от ДД.ММ.ГГГГ N 20971 об уплате земельного налога, сбора, пени за 2008-2009 годы.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, основанием к такому требованию явилась выгрузка из Земельной Кадастровой палаты по РБ файлом ДД.ММ.ГГГГ данных о кадастровой стоимости земельного участка ответчика в сумме 15417699,2 руб., поэтому инспекция произвела перерасчет налоговой базы и отправила ответчику ДД.ММ.ГГГГ уведомление о выплате им земельного налога за 2008 год в сумме 230996,03 руб.(за вычетом оплаченной суммы 269,45руб) и за 2009 год в сумме 230996,03 руб.(за вычетом оплаченной суммы 269,45руб), из-за неисполнения уведомления ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено уточненное требование на общую сумму 463647,14руб., из них 461992,06 руб. – налог, 1655,08 руб.-пени, в дальнейшем обратились в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу.
Судом также установлено, что ответчиком согласно направленным в 2008 и 2009 году уведомлениям истца был оплачен земельный налог за 2008 год – 269,45 руб., за 2009 год – 269,45 руб., данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в суд квитанциями от 18,20.12.2008г. №№0482,0169, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, и не оспаривается представителем истца.
Учитывая, что инспекция ответчику требование об уплате земельного налога за 2009 год в сумме 230996,03 руб. направила ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, в суд с иском о принудительном взыскании суммы задолженности обратилась в октябре 2010 года, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен установленный п.2 ст.48 НК РФ срок обращения в суд (3 мес. + 6 мес.= 9 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ), поэтому исковые требования о взыскании доначисленного земельного налога за 2009 год и пени в сумме 827,54 руб.(1655,08:2=827,54) подлежат удовлетворению, поскольку сумма налога налоговой инспекцией исчислена на основании ст.396 НК РФ по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно постановлению Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка ответчика с ДД.ММ.ГГГГ составляет 15417699,2 руб., ставка земельного налога-1,5; сумма земельного налога подлежащего принудительному взысканию исчисляется - 15417699,2 руб. х 1,5 = 231265,48-269,45(оплаченный налог) = 230996,03руб Расчеты истца, как по земельному налогу, так и пени в судебном заседании были проверены и не оспариваются сторонами. Ответчик в суде не отрицал, что в июне и июле 2010 года получал уведомление и требование об уплате земельного налога за 2009 год.
Довод ответчика, что истцом пропущен срок направления требования за 2009 год и обращения в суд, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части, так как согласно решениям <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.41) и от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.66) последний срок оплаты земельного налога за налоговый период установлен не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть для уплаты земельного налога за 2009 год установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу п.2 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В то же время требования истца о взыскании доначисленного земельного налога и пени за 2008 год не подлежат удовлетворению, поскольку истцом пропущены все сроки, предусмотренные налоговым Кодексом для принудительного взыскания неуплаченного налога и пени.
Срок уплаты земельного налога за 2008 год установлен - ДД.ММ.ГГГГ, срок на выставление требования истек – ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик считается получившим его спустя 6 рабочих дней, то есть ДД.ММ.ГГГГ, 10 рабочих дней на исполнение требования в добровольном порядке истекли ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, заявление в суд может быть подано в течение 6 месяцев – до ДД.ММ.ГГГГ
Налоговая инспекция ответчику требование об уплате земельного налога за 2008 год в сумме 230996,03 руб. направила ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, в суд с иском о принудительном взыскании суммы задолженности обратилась в октябре 2010 года, истцом пропущен установленный п.2 ст.48 НК РФ пресекательный срок обращения в суд за принудительным взысканием суммы налога и пени, поэтому исковые требования о взыскании доначисленного земельного налога за 2008 год в сумме 230996,03руб. и пени в сумме 827,54 руб. не подлежат удовлетворению.
Доводы представителя истца о том, что о наличии у ответчика недоимки по земельному налогу за 2008 год они узнали в марте 2010 года, когда Земельная Кадастровая палата по РБ ДД.ММ.ГГГГ файлом отправила сведения о кадастровой стоимости земельного участка ответчика, поэтому после выявления недоимки налоговая инспекция отправила ответчику уведомления и требования в пределах сроков, установленных Налоговым Кодексом, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
Постановление Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов» вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, было опубликовано в газете «Республика Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ №(26484). В приложении № указанного Постановления по Буздякскому Муниципальному образованию в строке № под кадастровым номером 02:16:13 01 26 указана кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка ответчика в сумме 645,19руб., указанная стоимость с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не изменена.
Согласно п.11 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.
Как видно из ответа ФГУ «Земельной кадастровой палаты» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о кадастровой стоимости земельного участка ответчика за №:16:130126:2 были переданы в УФНС по РБ в составе ежегодной выгрузки по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ файлом –VO_SZ_0200_051400002000_25012008_0216000294. xml; на ДД.ММ.ГГГГ файлом - VO_SZ_0200_051400002000_20012009_0000000092. xml; на ДД.ММ.ГГГГ файлом - VO_SZ_0200_051400002000_14012010_0000000044. xml.
Согласно п. 1 ст. 57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по установленной форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-19/825@., что не сделано истцом. Кроме того, суду истцом не представлено ни одного доказательства, что недоимка у ответчика по земельному налогу за 2008 год была установлена в ходе выездной проверки или по вине самого налогоплательщика, обязанность по исчислению земельного налога возлагается не на налогоплательщика - физическое лицо, а на налоговый орган (п. 3 ст. 363, п. 3 ст. 396 НК РФ
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О отмечает, что налоговая база по земельному налогу представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, различная отраслевая принадлежность нормативных актов, используемых в целях налогообложения, а также несогласованные действия государственных органов не должны приводить к снижению конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям.
В силу требования п.3,6 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги должны иметь экономическое основание, регулирование налогообложения должно производиться таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
Суд не может согласиться со ссылкой истца на ст.71 НК РФ для данного случая, так как ст.71 НК РФ предусматривает обязанность налоговой инспекции направлять налогоплательщику уточненного налогового требования в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа. Обязанность ответчика Зиннатуллина И.Я. по уплате земельного налога за 2008 год по новой налоговой базе изменилась не в марте 2010 года, а с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому незнание налоговой инспекции как государственного органа до 2010 года об изменении налоговой базы ответчика по земельному налогу не является основанием для взыскания с него земельного налога за 2008 год за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не должно служить нарушению конституционных прав человека, установленных Конституцией РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 32 по Республике Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с Зиннатуллина Ирека Ямгутдиновича земельный налог за 2009 год в сумме 230996 (двести тридцать тысяч девятьсот девяносто шесть) руб. 03 коп., пеню в сумме 827 (восемьсот двадцать семь) руб. 54 коп., всего 231823 (двести тридцать одна тысяча восемьсот двадцать три) рубля 57 копеек в доход местного бюджета муниципального района Буздякский район РБ.
В части взыскания с Зиннатуллина Ирека Ямгутдиновича земельного налога за 2008 год в сумме 230996 руб. 03 коп., пени в сумме 827 руб. 54 коп., всего 231823 рубля 57 копеек в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Зиннатуллина Ирека Ямгутдиновича в доход государства госпошлину в сумме 5518 (пять тысяч пятьсот восемнадцать) руб. 23 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Буздякский районный суд РБ.
Председательствующий судья : Г.Т.Сахаутдинова
Решение не вступило в законную силу.