дело №2-27/2012 решение по иску прокурора к администрации Г. о признании бездействия незаконным, обязании администрации Г. обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозного объекта культурного наследия



Дело №2-27/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Буздяк                                                                                14 марта 2012 года

        Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З., с участием помощника прокурора Буздякской районной прокуратуры РБ А., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Г. о признании бездействия администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным, обязании администрации Г. обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Буздякского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Г., указывая, что при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, установлено, что на территории Г. имеется объект культурного наследия - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, который согласно перечня объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, выданных М., является объектом культурного наследия. Администрацией Г. права собственности на объект культурного наследия и земельный участок, на котором он располагается, не оформлено, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанный объект культурного наследия и его регистрацию не принимались. Поскольку указанный объект культурного наследия является бесхозяйным, отсутствие собственника данного объекта влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры). Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Бездействием администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать объект культурного наследия: могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенную в <адрес>, бесхозяйным объектом; признать бездействие администрации Г. выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным; обязать администрацию Г. в месячный срок обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, расположенного на территории Г. - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, а также обязать администрацию Г. по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по принятию ее в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия.

         В судебном заседании прокурор иск поддержал в части признания бездействия администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным, а также обязании администрации Г. обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, расположенного на территории Г. - братской могилы 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>.

         В судебном заседании глава администрации Г. Д.. иск признал, суду пояснил, что указанный в иске объект культурного наследия расположен на территории Г., чьей-либо собственностью не является и на балансе у кого-либо не состоит. Земельный контроль в границах объектов культурного наследия не осуществляется. Паспорт на объект культурного наследия не имеется. С заявлением о постановке на учет, для признания бесхозным своевременно не обратился, из-за отсутствия финансовых средств.

           Заслушав истца, ответчика, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

          В силу п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в собственности поселений.

Как было установлено в судебном заседании, права собственности на объект культурного наследия, а именно - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, включенный в перечень объектов культурного наследия, расположенный на территории Г., не имеет собственника, а также администрацией сельсовета не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанный объект культурного наследия, что доказывает бездействие ответчика по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов и противоречащими п.13 ч.1. ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться в собственности поселений (п.9 ч.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003г №131-ФЗ).

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Суд считает, что не обращение Администрации Г. в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного объекта на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требование прокурора о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия на ответчика как орган местного самоуправления, является верным.

Как следует из материалов дела, право владения, пользования и распоряжения объектом указанного культурного наследия, нигде не зарегистрировано, договора аренды, безвозмездного пользования на объект культурного наследия и земельный участки, на котором он расположен, не регистрировались, и на учет в качестве бесхозяйных вещей не поставлен, что подтверждается информационным письмом отдела по Р. от ДД.ММ.ГГГГ .

Справка У. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает о том, что выявленная - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, в реестре муниципального имущества Б. не значится.

Согласно информационного письма З. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, на учете в реестре государственного имущества РБ не состоит.

Судом установлено, что объект культурного наследия, а именно - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, является бесхозяйным, что приводит к ее дальнейшему разрушению. Кроме того, невыполнение действий по постановке указанного объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению ее балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.

         На основании изложенного заявление прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Г., подлежит удовлетворению.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Г., выразившееся в неосуществлении действий по постановке объекта культурного наследия: могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, на учет.

Обязать администрацию Г. до ДД.ММ.ГГГГ обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, расположенного на территории Г.- могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>.

Взыскать с Администрации Г. <адрес> РБ государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд РБ.

Судья

Буздякского районного суда РБ:     подпись                                  И.З.Нагаев

Решение не вступило в законную силу.

Дело №2-27/2012г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска

с. Буздяк                                                                         14 марта 2012 года

Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Буздякского районного суда РБ Нагаева И.З. с участием заместителя прокурора Буздякского района РБ А., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Буздякского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Г. о признании объекта культурного наследия бесхозяйным объектом, о признании бездействия администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным, обязании администрации Г. обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по принятию ее в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Буздякского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Г., указывая, что при проведении проверки исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, установлено, что на территории Г. имеется объект культурного наследия - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, который согласно перечня объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, выданных М., является объектом культурного наследия. Администрацией Г. права собственности на объект культурного наследия и земельный участок, на котором он располагается, не оформлено, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанный объект культурного наследия и его регистрацию не принимались. Поскольку указанный объект культурного наследия является бесхозяйным, отсутствие собственника данного объекта влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры). Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Бездействием администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать объект культурного наследия: могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенной в <адрес>, бесхозяйным объектом; признать бездействие администрации Г., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, незаконным; обязать администрацию Г. в месячный срок обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, расположенного на территории Г. - могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенной в <адрес>, а также обязать администрацию Г. по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по принятию ее в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия.

В судебном заседании прокурор от иска в части признания объекта культурного наследия: могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес> бесхозяйным объектом и об обязании администрации Г. по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия отказался,просит в этой части производство по делу прекратить.

       Возражений по прекращению производства по делу суду не заявлено.

       Представитель администрации Г. - глава администрации Д.. не возражает против прекращения производства по делу.

       Судом сторонам разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.

Суд находит отказ от иска подлежащим принять, ибо эти действия не

противоречат закону, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст.220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

         Принять от прокурора Буздякского района РБ отказ от иска в части признания объекта культурного наследия: могила братская 276 рабочих-железнодорожников из Уфимского полка добровольцев, расположенная в <адрес>, бесхозяйным объектом и об обязании администрации Г. по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по ее принятию в муниципальную собственность с последующим оформлением охранных обязательств в отношении указанного объекта культурного наследия.

          На определение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня провозглашения через Буздякский районный суд РБ.

Судья

Буздякского районного суда РБ:              подпись                        И.З.Нагаев

Определение не вступило в законную силу.