Об обязании заключить договор социального найма жилого помещения и дать согласие на регистрацию по



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена 2010 года Бутырский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Перовой Т.В., при секретаре Захариковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, отделению по району Бибирево ОУФМС России по г. Москве в СВАО об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, дать указание должностным лицам подготовить документы, необходимые для регистрации по месту жительства, и предать документы в органы регистрационного учёта,

установил:

ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – Департамент), в котором просят суд обязать Департамент заключить договор социального найма занимаемых ими жилых помещений, расположенных в Адрес обезличен, а также дать своё согласие на их регистрацию по месту жительства по указанному адресу. Как указывают истцы в своём иске, занимаемые жилые помещения предоставлены им в пользование в качестве общежития на основании Совместного решения Президиума Московского городского совета народных депутатов и исполнительного комитета Мосгорсовета от 11.06.1990 №7-991 как беженцам из Азербайджанской ССР и впоследствии переданы в собственность города Москвы, поэтому к возникшим между сторонами правоотношениям, по их мнению, должны применяться положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Однако Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в 2009 году отказал истцам в продлении регистрации по месту пребывания, сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для заключения договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений, которые относятся к специализированному жилищному фонду, в связи с чем они обратились в суд за защитой (т. 1л.д. 6-12).

Впоследствии истцы уточнили исковые требования. В своём уточнённом иске истцы, ссылаясь на то, что при вселении в общежитие в доме Адрес обезличен ФИО8 предоставлена изолированная комната Номер обезличен, ФИО7 – комната Номер обезличен, ФИО6 – комната Номер обезличен, ФИО5 – комната Номер обезличен, ФИО4 – комната Номер обезличен, ФИО3 и ФИО2 – комната Номер обезличен, ФИО1 – комната Номер обезличен, ФИО0 – комната Номер обезличен, просят по тем же основаниям обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда Адрес обезличен заключить договор социального найма занимаемых ими жилых помещений, а также обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда Адрес обезличен дать указание должностным лицам, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства в доме Адрес обезличен, подготовить документы, необходимые для регистрации по месту жительства ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 в данных жилых помещениях и передать эти документы в органы регистрационного учёта (т. 1л.д. 252-259).

В судебное заседание явились истец ФИО8, истец ФИО6, истец ФИО5, истец ФИО3, а также их представитель по доверенности ФИО12, действующая также в интересах ФИО7, ФИО4, ФИО2, ФИО1 и ФИО0, уточнённый иск поддержали, настаивали на его удовлетворении по изложенным в нём основания.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы – ФИО13, в судебное заседание явился, иск отклонил за необоснованностью, сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для заключения с истцами занимаемых ими жилых помещений, предоставленных им во временное пользование и относящихся к специализированному жилищному фонду, поэтому в иске просил отказать.

Ответчик отделение по району Бибирево ОУФМС России по г. Москве в СВАО, третье лицо ФИО15 извещённые о времени и месте судебного заседания, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили.

Дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика отделения по району Бибирево ОУФМС России по г. Москве в СВАО и третьего лица ФИО15 по Москве на основании ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Выслушав объяснения истца ФИО8, истца ФИО6, истца ФИО5, истца ФИО3, представителя ФИО12, а также представителя ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы – ФИО13, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Из письменных материалов дела следует, что Президиум Московского городского совета народных депутатов и Исполком Мосгорсовета народных депутатов принял совместное решение №7-991 от 11.06.1990 о временном размещении семей беженцев, покинувших Азербайджанскую ССР и зарегистрированных в качестве беженцев, в общежитиях города Москвы. Пунктом 4 совместного решения ГУВД Мосгорисполкома разрешено оформление гостевой прописки беженцам по месту их временного проживания в общежитиях (т. 1л.д. 203-205).

ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 являются гражданами Российской Федерации, документированы паспортами гражданина Российской Федерации и ранее признаны вынужденными переселенцами, о чём выданы соответствующие удостоверения. Статус вынужденных переселенцев к моменту рассмотрения дела утратили (т. 1л.д. 48-54, 67-68, 90-91, 105-109, 133-134, 146-149, 161-164, 171-172, 180-181).

Согласно справке от Дата обезличена ФИО8 с 1990 года проживает в комнате Номер обезличен в общежитии по адресу: Адрес обезличен, оплачивает коммунальные услуги (т. 1л.д. 70). ФИО7 с 1990 года проживает в комнате Номер обезличен в общежитии по указанному адресу, ФИО6 с февраля 1993 года – в комнате Номер обезличен, ФИО5 с 1994 года – в комнате Номер обезличен, ФИО4 с 1990 года – в комнате Номер обезличен, ФИО3 с 1990 года – в комнате Номер обезличен, ФИО2 с 1990 года – в комнате Номер обезличен, ФИО1 с 1994 года – в комнате Номер обезличен, и ФИО0 с 1990 года – в комнате Номер обезличен (т. 1л.д. 58, 93а, 124, 136, 166, 174, 183).

Как следует из представленных свидетельств, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 были зарегистрированы в общежитии по указанному адресу по месту пребывания, временно (т. 1л.д. 55-57, 69, 92, 110-123,135, 150, 165, 173, 182). Данные сведения отражены также в выписках из домой книги л.д. 59, 71, 93б, 125, 137, 152а, 170, 175, 184).

Жилищный кодекс Российской Федерации введён в действие с 1 марта 2005 года (статья 1 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

В соответствии со статьёй 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что жилые помещения Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен в доме Адрес обезличен, занимаемые ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 до введения в действие Жилищного кодекса РФ, составляют фонд жилья для временного поселения, пользование которым регулировалось положениями главы 3.1 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.

К жилым помещениям из фондов жилья для временного поселения относятся, в частности жилые помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (абз. 1 ч. 1 ст. 108.1 Жилищного кодекса РСФСР).

Общежития предназначены для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учёбы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них (статья 109 Жилищного кодекса РСФСР).

Статьёй 7 Вводного закона установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Жилой дом Адрес обезличен не относится к общежитиям в смысле статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, поэтому нормы ЖК Российской Федерации о договоре социального найма в данном случае не применяются, в связи с чем доводы истцов о применении в рассматриваемом деле положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» суд находит несостоятельными.

Жилые помещения в общежитиях и жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев в силу ст. 92 ЖК Российской Федерации отнесены к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан (ст.ст. 94, 97 ЖК Российской Федерации).

Аналогичное положение содержалось в статье 108.1 ранее действовавшего Жилищного кодексе РСФСР.

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от Дата обезличена Номер обезличен «О включении в специализированный жилищный фонд города Москвы жилых помещений в общежитиях» находящееся в собственности Адрес обезличен общежитие по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, включено в специализированный жилищный фонд Адрес обезличен с отнесением к виду «жилые помещения в общежитии» (т. 2л.д. 4-12).

В настоящее время, указанное общежитие передано ФИО15 в управление и эксплуатацию дома по договору управления многоквартирными домами, находящимся в собственности Адрес обезличен от Дата обезличена (т. 1л.д. 277-284).

В соответствии со ст. 99 ЖК Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ст. 100 ЖК Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, с ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 договоры найма специализированного жилого помещения по адресу: Адрес обезличен, комнаты Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, не заключались, решений собственника о предоставлении указанным лицам данного жилья не принималось, иных предусмотренных законом либо договором оснований для осуществления истцами прав пользователей спорных жилых помещения не имеется.

Само по себе решение Президиума Московского городского совета народных депутатов и Исполкома Мосгорсовета народных депутатов от Дата обезличена Номер обезличен не может служить основанием возникновения у ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 прав пользователей спорных жилых помещений в отсутствие достаточных данных о конкретном объекте предоставляемых жилых помещений и лицах, которым данное жильё предоставляется.

При таком положении в удовлетворении требований ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 об обязании заключить договор социального найма жилого помещения следует отказать.

Кроме этого суд принимает во внимание, что ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 согласно положениям ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» утратили статус вынужденных переселенцев в связи с истечением срока предоставления статуса, поэтому они не приобретают право на жилое помещение, предоставленное из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (п. 6 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).

Что касается требований ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 дать указание должностным лицам подготовить документы, необходимые для регистрации по месту жительства, и предать документы в органы регистрационного учёта, то следует иметь ввиду следующее.

В статье 10 ФИО14 установлен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, поэтому давать указание каким-либо должностным лицам не входит в компетенцию суда.

Суд расценивает заявленные требования как возложение на регистрирующий орган определённой обязанности по регистрации истцов в занимаемых ими жилых помещениях в доме Адрес обезличен по месту жительства и разрешает их исходя из фактических обстоятельств.

Так, в настоящее время порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируется Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713) (Правила).

В пункте 16 Правил содержится перечень документов, которые необходимо представить для осуществления регистрации граждан по месту жительства органом регистрационного учета. В частности, для осуществления регистрационных действий необходимо представить документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В отсутствие решения собственника жилого помещения о предоставлении ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 и ФИО0 комнат Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен в доме Адрес обезличен, и заключённых с уполномоченным органом договоров, которые служат основаниями для их вселения в данные жилые помещения, регистрация указанных лиц по месту жительства в перечисленных жилых помещениях не может быть произведена, поэтому требования истцов в данной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО0 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, отделению по району Бибирево ОУФМС России по г. Москве в СВАО об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, дать указание должностным лицам подготовить документы, необходимые для регистрации по месту жительства, и предать документы в органы регистрационного учёта – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд города Москвы в течение десяти дней.

Судья: