РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2010 года
Бутырский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Шатиловой В.В.,
при секретаре Артемьеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1991/10
по иску Некоммерческой организации «Фонд жилищная социальная ипотека» к Артемовой М.С. о прекращении обязательств по предварительному договору,
установил:
Истец обратился в суд с требованием к ответчику о признании прекращенными с 19 октября 2008 г. обязательств по предварительному договору № от 17 октября 2006 г., заключенному между сторонами, по условиям которого стороны должны были в будущем заключить договор купли-продажи <адрес> в соответствии и на условиях, предусмотренных договором. В обоснование заявленных требований указал, что в договоре срок заключения сторонами основного договора был определен в его п. 5.3 с указанием на событие – «в течение 30 дней с момента государственной регистрации продавцом права собственности продавца на данную квартиру». Однако такое событие не обладает качеством неизбежности наступления, поскольку «регистрация права собственности продавца на квартиру» зависит от воли последнего и его действий, а также от воли и действий третьих лиц, и как следствие такое положение в договоре не может определять срок заключения основного договора, т.е. сторонами должным образом не был согласован в предварительном договоре срок заключения основного договора купли-продажи квартиры. Поскольку в предварительном договоре срок, в течение которого должен быть заключен основной договор, сторонами не определен, то основной договор сторонами должен был быть заключен в течение года с момента заключения предварительного договора – в срок до 17.10.2007 г.. Однако с момента заключения предварительного договора прошло более года, до настоящего времени основной договор не заключен и ни одна из сторон не направила другой стороне предложение о заключении основного договора купли-продажи квартиры, в связи с чем, в соответствии с п.6 ст. 445 ГК РФ, обязательства сторон, предусмотренные предварительным договором прекращаются.
Представитель истца по доверенности – Лысенко Н.В. в судебном заседании требования иска поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности – Оржония К.Б., в судебном заседании возражал против иска, просил в его удовлетворении отказать, указав в обоснование возражений, что срок заключения основного договора был согласован сторонами в п.5.3. предварительного договора и прямо указан 30 дней с момента государственной регистрации права собственности истца в течение которых стороны должны заключить основной договор купли-продажи, а не событие с которым связана эта обязанность. Таким образом, сторонами в предварительном договоре был определен срок для заключения основного договора, а, следовательно, вывод о том, что по правилам п. 4 ст. 429 ГК РФ основной договор должен был быть заключен в течение одного года с момента подписания предварительного договора несостоятелен.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Согласно п. 4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Согласно п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, в соответствии со ст. 191 ГК РФ.
Судом установлено, что между сторонами 17 октября 2006 г. был заключен предварительный договор №, по условиям которого (пункты 1.1,2.1.1, 2.1.2) стороны обязались в будущем заключить договор купли-продажи квартиры (основной договор), в соответствии и на условиях, предусмотренных предварительным договором, а именно истец (продавец) обязуется передать квартиру по адресу: <адрес> жилой площадью – 48,3 кв.м., количество комнат – 3, в 25-тиэтажном монолитном доме-новостройке на пятнадцатом этаже со всеми инженерными коммуникациями, находящимися в пригодном для нормальной эксплуатации состоянии, а покупатель (ответчик) обязуется принять указанную квартиру и уплатить за неё цену в соответствии с п.п.2.2.1,3.2.1.1. договора – <данные изъяты> коп. в срок до 25.10.2006 г..
По условиям п. 5.3 предварительного договора основной договор – купли-продажи квартиры подлежит заключению в течение 30 дней с момента государственной регистрации права собственности продавца (истца) на указанную квартиру.
Таким образом, в предварительном договоре указан срок исполнения обязательства по заключению основного договора, исчисление которого не противоречит положениям ст. 190, 191 ГК РФ.
Истец принял на себя обязательство после регистрации права собственности на вновь созданный объект заключить с истцом в будущем договор купли-продажи.
Между тем, из объяснений представителя истца следует, что дом по адресу: <адрес>, еще не построен.
Проанализировав условия договора, суд приходит к выводу о том, что применительно к положениям ст. 191 ГК РФ заключение основного договора определено периодом времени – тридцать дней, исчисляемых с момента совершения действий, указанных в п. 5.3 предварительного договора, - государственной регистрации права собственности продавца (истца) на указанную квартиру, т.е. в предварительном договоре от 17.10.2006 г. прямо указан тридцатидневный срок с момента государственной регистрации права собственности истца, в течение которого стороны должны будут заключить основной договор купли-продажи, а не событие с которым связана эта обязанность.
Таким образом, довод истца о том, что сторонами в предварительном договоре не был определен срок для заключения основного договора или его нельзя считать определенным, а, следовательно, по правилам п. 4 ст. 190 ГК РФ и противоречит условиям заключенного между сторонами предварительного договора, по которым срок для заключения основного договора еще не наступил.
С учетом изложенного, а также с учетом признания судом срока заключения основного договора, поставленного под условие факта государственной регистрации права истца на квартиру, определенным и подлежащим исчислению в порядке, установленном предварительным договором, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Некоммерческой организации «Фонд жилищная социальная ипотека» к Артемовой М.С. о признании прекращенными с 19.10.2008 г. обязательств по предварительному договору № от 17.10.2006 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья :