Об оспаривании решения призывной комиссии



PEШЕНИE

ИMEHEM РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года г. Москва

Бутырский районный суд г. Москвы в составе председательствующего

федерального судьи Завьяловой С.И.,

при секретаре Гиоргадзе В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2131/11 по заявлению Новикова О.В. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Алтуфьево г. Москвы, обязании предоставить отсрочку в связи с обучением в аспирантуре, суд

УСТАНОВИЛ:

Новиков О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Алтуфьево г. Москвы, обязании предоставить отсрочку в связи с обучением в аспирантуре, мотивируя свои требования тем, что в 2011 году поступил в очную аспирантуру Современной гуманитарной академии, о чем была выдана справка и приказ ректора о зачислении в аспирантуру очной формы обучения по научной специальности «Экономика (экономика и управление н/х)». Справка данного содержания была предоставлена в отдел объединенного военного комиссариата г.Москвы по Бутырскому району г.Москвы. Однако, решением призывной комиссии района «Отрадный» г. Москвы от 2011 г. заявитель призван на военную службу, и ему была вручена повестка о призыве с назначенной датой отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного заявитель ссылаясь на то, что имеет право на предоставление отсрочки на период обучения по программе послевузовского профессионального образования (аспирантуре), что нарушена процедура проведения как медицинского обследования, так и призывной комиссии, просит суд признать данное решение призывной комиссии незаконным и отменить его, возложить на призывную комиссию обязанность предоставить ему отсрочку на период обучения по программе послевузовского профессионального образования (аспирантуре).

Заявитель Новиков О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя по доверенности Пискунова О.В. в судебное заседание явилась, заявление поддержала, требования просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица призывной комиссии района Алтуфьево действующая на основании доверенности Логинова Е.Ю. в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, предоставила суду письменные возражения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 утверждено Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации пунктами 17 и 18 установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

В соответствии с п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу (приложение №1 к приказу Министра Обороны РФ №400), решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу, или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, изложенном в Приложении №32 к Приказу Министра Обороны №400. Согласно п.3 пп. «б» Приложения №32 к Приказу Министра Обороны №400, для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: копия диплома о высшем профессиональном образовании, справка, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы, копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.

Решение о предоставлении отсрочки выносится только на основании данных документов, список которых является исчерпывающим, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Данное обстоятельство подтверждается Письмом Минобрнауки № 04-279 от 03 мая 2011 года, согласно абз.7,8 которого, наличие права на отсрочку подтверждается фактом представления указанных выше документов.

Кроме того, разъяснения Министерства Образования (№04-258 от 18.04.2011 г., №04-ПГ-МОН-940 от 28.02.2011 г) подтверждают вышеперечисленные документы, предъявление которых является достаточным и необходимым условием для получения отсрочки по обучению в аспирантуре (копия диплома, справка об обучении, копия лицензии). Как усматривается из материалов дела, вышеперечисленные документы были предоставлены Новиковым О.В. и находятся в личном деле призывника.

Основания, по которым предоставляется отсрочка, установлены ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», данный законодательный акт устанавливает правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы. В силу требования п.п. «б» п. 2 ст.24 право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения и имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.

В соответствии с п.5 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденных Постановлением Правительства №522, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит государственную аккредитацию высших учебных заведений. При принятии решения о государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации выдается свидетельство. Свидетельство является документом, подтверждающим для образовательных учреждений право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации (п.21 указанного приложения). В приложении к свидетельству указываются образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию. А также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам образовательных учреждений.

Таким образом, аккредитация необходима ВУЗу для ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования и по окончании обучения ВУЗ имеет право выдачи диплома о высшем образовании (данное положение подтверждается ответом на запрос из МГУ №11-11/2). На право ведения ВУЗом образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования приказом Министерства образования и науки РФ выдается лицензия, где указаны специальности, по которым проходят обучение аспиранты в данном ВУЗе. Аккредитация на эти специальности не требуется, т.к. по окончании аспирантуры и защиты кандидатской диссертации диплом кандидата наук выдает не ВУЗ, а ВАК Министерства образования и науки.

Ст.9 ФЗ «Об образовании» №3266-1 предусматривает, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и (или) направленности. В РФ реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные)

2) профессиональные (основные и дополнительные)

3) профессиональной подготовки.

К основным профессиональным относятся в том числе и программы послевузовского профессионального образования. К структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти усматриваются федеральные государственные требования.

Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями.

Согласно ст.11 ФЗ №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные программы для соответствующих уровней высшего профессионального образования и направления подготовки (специальности) определяются лицензией.

Лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений осуществляется Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Что предусмотрено Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением правительства РФ №277. В лицензии указывается лицензируемый вид образовательной деятельности. В приложениях к лицензии указывается перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым предоставляется право ведения образовательной деятельной лицензиату, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения.

Как следует из пояснений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки( №06-58-58/06-1032 от 13.05.2011 г.), также Министерством Образования и Науки РФ №08-ПГ-МОН-224 от 10.02.2011 г., для получения отсрочки по факту обучения в аспирантуре необходима не аккредитация аспирантуры, а направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, что также подтверждается требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях», утвержденного приказом Минобрнауки №286, согласно которому, при открытии аспирантуры образовательные учреждения представляют копии лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, соответствующие заявляемым специальностям и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п.2 ст.25 Закона РФ №3266-1 «Об образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. При этом, совокупность правовых актов регламентирует основания и порядок оформления деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования по послевузовскому профессиональному образованию.

В частности, п. 4,6 Положения о подготовке научно-педагогических работников и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденного Приказом Минобразования №814, предусмотрено, что аспирантура открывается в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Открытие аспирантуры осуществляется приказом Министерства общего и профессионального образования РФ с выдачей лицензии после проведения лицензионной экспертизы на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением призывной комиссии района «Алтуфьево» г. Москвы заявитель Новиков О.В. был признан годным к военной службе и призван на военную службу.

Приказом заявитель Новиков О.В. был зачислен в аспирантуру Современной Гуманитарной Академии на время обучения.

В материалы дела представлены письменные документы, которые подтверждают факт наличия у Современной Гуманитарной Академии лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского образования №0015 от 29.06.2010 г., а также свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим специальностям № 0373 от 26.04.2010 г.

Современная Гуманитарная Академия имеет лицензию №0015 от 29.06.2010, согласно которой вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки послевузовского профессионального образования и, в частности по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством».

НАЧОУ ВПО «СГА» также имеет лицензию №0015 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, а именно – по программе «Аспирантура», специальность (согласно выписке из Приказа №218) – «экономика», данная специальность имеет аккредитацию.

Таким образом, отсрочка, в соответствии с пп. «б» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставляется гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

НАЧОУ ВПО «СГА» является высшим учебным заведением, имеющем аккредитацию по соответствующей специальности («экономика»), а также имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования по специальности: «экономика».

Довод представителя призывной комиссии, относительно необходимости наличия у образовательного учреждения аккредитации по специальности послевузовского профессионального образования в целях получения аспирантами права на отсрочку является необоснованным, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку опровергается разъяснением, данным на запрос Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № №06-58-58/06-1032 от 13.05.2011, а также Министерством Образования и Науки РФ №08-ПГ-МОН-224 от 10.02.2011 г., согласно которого свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования является основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения.

Вместе с тем, подготовка по программам послевузовского профессионального образования в Современной Гуманитарной Академии осуществляется, лицензирована. Форма обучения Новикова О.В., согласно представленной справке по Приложению №2 является очной.

На основании изложенного, суд находит решение призывной комиссии о призыве заявителя на военную службу незаконным, подлежащим отмене и в целях восстановления прав заявителя на основании ст. 257 ГПК РФ возлагает на орган, чьи действия обжалуются, обязанность по предоставлению заявителю отсрочки от призыва на военную службу на период обучения по программе послевузовского профессионального образования (аспирантуре).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Новикова О.В. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Алтуфьево г. Москвы, обязании предоставить отсрочку в связи с обучением в аспирантуре – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным и подлежащим отмене решение призывной комиссии района «Алтуфьево» г.Москвы от 2011 года о призыве на военную службу Новикова О.В..

Обязать призывную комиссию района «Алтуфьево» г.Москвы предоставить Новикову О.В. отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по программе послевузовского профессионального образования (аспирантуре).

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья С.И. Завьялова