О признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья, признании недействительными решения о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о государственн



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года Бутырский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Перовой Т.В., при секретаре Захариковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2780/11 по иску Государственного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Бибирево» к Товариществу собственников жилья «Мурановская-8», Межрайонной ИФНС № 46 по городу Москве о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья, признании недействительными решения о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица,

установил:

Государственное учреждение города Москвы «Инженерная служба района Бибирево» (далее ГУ ИС района Бибирево г. Москвы) обратилось в суд к Товариществу собственников жилья «Мурановская-8», Межрайонной ИФНС № 46 по городу Москве о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья, признании недействительными решения о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица, мотивируя свои требования тем, что в октябре 2010 года в адрес ГУ «ИС района Бибирево» поступили документы, согласно которым, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> вошли в состав ТСЖ «Мурановская-8». ТСЖ «Мурановская-8» было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, при создании указанного ТСЖ за помещения, находящиеся в собственности города Москвы (муниципальная собственность) в голосовании принимал участие начальник сектора работы с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК, ЖСК ФИО2, который на момент проведения общего собрания собственников по созданию ТСЖ «Мурановская-8» не был уполномочен принимать решения, так как действовал на основании доверенности, которая на момент проведения общего собрания собственников была отозвана приказом руководителя ГУ «ИС района Бибирево» ( от ДД.ММ.ГГГГ). Уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений на предмет объединения и включения в состав ТСЖ «Мурановская-8» многоквартирных домов по <адрес> и <адрес> в адрес ГУ «ИС района Бибирево», как представителя г.Москвы, не поступало, в связи с чем, нарушены нормы ст.45 ЖК РФ. Председателем правления ТСЖ «Мурановская-8» является ФИО1, проживающий в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора социального найма, в связи с чем, нарушены нормы федерального законодательства, так как жилое помещение, которое занимает ФИО1 является собственностью г.Москвы и ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГУ «ИС района Бибирево» от ФИО1 поступило обращение о том, что он в создании ТСЖ участия не принимал и не является председателем указанного ТСЖ. В связи с тем, что в адрес управы района Бибирево и ГУ «ИС района Бибирево» поступают обращения и жалобы собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ о том, что они не были уведомлены и не принимали участия в общем собрании по вопросу включения в состав ТСЖ домов, а также руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст. 44, 45, 46, 47, 48 ЖК РФ, распоряжением Правительства Москвы от 14 мая 2008 года №1040-РП «О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах» истец обратился в суд с настоящим иском за защитой нарушенного права.

Представитель ГУ «ИС района Бибирево» г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ТСЖ «Мурановская-8» в лице его председателя ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд письменное заявление, в котором исковые требования о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах признал в полном объеме.

Представитель ответчика МИ ФНС России по г. Москве № 46 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не представил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С согласия уполномоченного представителя истца, дело рассмотрено судом в порядке заочного производства на основании ч. 1 ст. 233 ГПК Российской Федерации.

Выслушав представителя ГУ «ИС района Бибирево» г. Москвы , исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК Российской Федерации общее собрание собственников помещений многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Выбор способа управления многоквартирным домом относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК Российской Федерации.

Одним из таких способов согласно п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК Российской Федерации является управление товариществом собственников жилья, правовое регулирование которого закреплено в разделе VI ЖК Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

При этом товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры (п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК Российской Федерации).

Из письменных материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, создано товарищество собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных по указанным адресам, и утверждены его наименование – ТСЖ «Мурановская-8», Устав, избран состав Правления, председателем которого является ФИО1 (л.д.107-110, 121-143).

Как указано в протоколе, собрание проводилось в форме заочного голосования в соответствии со ст. 47 ЖК Российской Федерации, в подготовке протокола принимали участие: ФИО1, ФИО3, представитель ГУ «ИС района Бибирево» ФИО2 Решения собственников представлялись с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения представленных документов Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации ТСЖ «Мурановская-8». Сведения о товариществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера и выдачей свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии (л.д.54-56).

Изложенное объективно подтверждается детальной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.144-154).

Частью 4 статьи 45 ЖК Российской Федерации установлено, что собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

При этом в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 5 ст. 45 ЖК Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.05.2008 №1040-РП «О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах» Государственные учреждения города Москвы инженерные службы районов являются уполномоченными Правительством Москвы организациями, выполняющими функции по представлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе при голосовании на общих собраниях членов ТСЖ по вопросам, выносимым на рассмотрение таких собраний.

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Доказательств, подтверждающих направление сообщения в ГУ «ИС района Бибирево» и другим собственникам, о проведении общего собрания в форме заочного голосования с указанием даты окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и места или адреса, куда должны передаваться такие решения, ответчиком ТСЖ «Мурановская-8» вопреки ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.

Кроме того, при создании ТСЖ «Мурановская-8» за помещения, находящиеся в собственности г. Москвы в голосовании принимал участие начальник сектора работы с управляющими компаниями ТСЖ, ЖК, ЖСК ФИО2, который не имел на это соответствующих полномочий, поскольку на момент проведения общего собрания собственников ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ГУ «ИС района Бибирево» г. Москвы доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на уполномочия ФИО2 представления интересов города Москвы как собственника жилых помещений в многоквартирных домах была отозвана.

В материалах дела отсутствуют решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, с указанием сведений о лице, участвующем в голосовании, о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме и решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», как это предусмотрено ст. 47 ЖК Российской Федерации.

Таким образом, сведения, указанные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что поступило 37 решений собственников (51,57% от общего числа голосов собственников помещений), из которых 0 решений признаны недействительными, не подтверждены надлежащими письменными доказательствами.

Правомочность (наличие кворума) общего собрания собственников помещений при принятии решения о выборе способа управления многоквартирными домами, как это предусмотрено ч. 3 ст. 45 ЖК Российской Федерации, не доказана ответчиком ТСЖ «Мурановская-8».

Кроме того, согласно финансово-лицевому счету (л.д.57) и заявлений ФИО1 (л.д.58, 84), последний не является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, проживает в данном жилом помещении по договору социального найма, в создании ТСЖ «Мурановская-8» участия не принимал, о том, что является председателем указанного ТСЖ ему (ФИО1) ничего не известно.

Указанные обстоятельства признаны полномочным представителем ответчиком ТСЖ «Мурановская-8», а потому в дальнейшем доказывании в силу ст. 68 ГПК Российской Федерации не нуждаются.

Отсутствие достоверных сведений об уведомлении проведения общего собрания в форме заочного голосования и участии в общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу создания ТСЖ «Мурановская-8», а также участие в голосовании не имеющего на это соответствующих полномочий представителя ГУ «ИС района Бибирево» ФИО2, свидетельствует о существенном нарушении порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Между тем, голосование собственников жилых помещений могло повлиять на результаты голосования, поэтому решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о создании ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным. Такое решение не порождает правовых последствий с момента его принятия, в связи с чем, требования истца в части признания незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о создании ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ , подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Вместе с этим, требования истца о признании недействительными решения о государственной регистрации ТСЖ «Мурановская-8» и свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии , выданное Межрайонной ИФНС России №46 по г. Москве ДД.ММ.ГГГГ, а также об аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц о создании ТСЖ «Мурановская-8» не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Согласно п.3 ст.5 Закона №129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

В соответствии с п.5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и порядка их заполнения, содержащихся в нем сведений, (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438), изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на ранее внесенную запись, в связи с чем, запись в ЕГРЮЛ не может быть аннулирована.

Исходя из положений ст.ст. 1, 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» свидетельство о государственной регистрации является документом, подтверждающим внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ, осуществляемое на основании представляемых заявителем документов. Из этого следует, что свидетельству о государственной регистрации Федеральный закон № 129-ФЗ придает правоподтверждающий характер, а не правоустанавливающий, в связи с чем, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, подтверждающее внесение вышеуказанных записей не может быть признано недействительным.

Принятие судом решения о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о создании ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ само по себе для МИ ФНС России №46 является основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации ТСЖ «Мурановская-8».

При таких обстоятельствах, исковые требования Государственного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Бибирево» подлежат удовлетворению в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК Российской Федерации,

решил:

Иск Государственного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Бибирево» к Товариществу собственников жилья «Мурановская-8», Межрайонной ИФНС № 46 по городу Москве о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья, признания недействительным решения о государственной регистрации ТСЖ «Мурановская-8» – удовлетворить.

Признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о создании ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ .

Принятие судом решения о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о создании ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ является для МИ ФНС России №46 основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации ТСЖ «Мурановская-8» от ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером .

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения города Москвы «Инженерная служба района Бибирево» к Межрайонной ИФНС № 46 по городу Москве о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации юридического лица, аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица - отказать.

Разъяснить ТСЖ «Мурановская-8», Межрайонной ИФНС России №46 по г. Москве право на обращение в суд, вынесший заочное решение, с заявлением об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии заочного решения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд города Москвы в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: