О признании права собственности в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года

Бутырский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего федерального судьи Абдулкеримовой Е.М.

при секретаре Дмитриевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1086/11 по исковому заявлению Кулакова А. И., Кулаковой Е. А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда в СВАО города Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании права собственности на <адрес> в порядке приватизации с учетом уточнений от 07 апреля 2011 года просят суд признать за Кулаковым А. И., Кулаковой Е. А. право общей совместной в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>. В обоснование заявленных требований указав, что указанная квартира была предоставлена истцам в связи с трудовыми отношениями Кулакова А.И. с производственным жилищно-ремонтном объединении <данные изъяты> в период с 1979 года по 1989 год, на основании ордера от 09 июля 1982 года, выданного <данные изъяты>, на состав семьи из четырех человек. Истцы являются нанимателями данной квартиры, зарегистрированы и проживают в ней. В 1989 году Кулаков А.И. прекратил трудовые отношения с <данные изъяты> <данные изъяты>, но по настоящее время проживает в спорной квартире и пользоваться ею вместе со своей семьей. В августе 2009 года и в сентября 2010 года Кулаков А.И. обращался в ГУ «ИС района <данные изъяты>» по вопросу заключения договора социального найма на занимаемое им и членами его семьи жилое помещение, однако в заключении письменного договора социального найма ГУ «ИС района <данные изъяты>» Кулакову А.И. было отказано в связи с тем что не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства. В передаче спорной квартиры в собственность истца в порядке приватизации Кулакову А.И. УДЖПиЖФ в СВАО г. Москвы отказано ввиду отсутствия договора социального найма. Поскольку истец считает, что ему незаконно отказано в приватизации спорного жилого помещения, а также незаконно указано на то, что закрепить за ним данное жилое помещение не возможно, Кулаков А.И. просил суд признать за ним право собственности на <адрес> в порядке приватизации.

Представитель истцов Кулакова А.И., Кулаковой Е.А. по доверенностям от 19 августа 2010 года и от 18 декабря 2010 года Костюков С.И. в судебное заседание явился, уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности от 11 ноября 2010 года Белобородько Д.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, против их удовлетворения возражал, в обоснование своих возражений указав, что согласно ордеру, на основании которого Кулаков А.И., Кулакова Е.А. занимают <адрес> данная квартира имеет статус служебной. Решение уполномоченного органа об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда и переводе ее в фонд социального использования отсутствует, что свидетельствует о том, что данная квартира по-прежнему имеет статус служебной и в соответствии с положениями Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации. Необходимые условия предоставления на основании договора социального найма занимаемого служебного жилого помещения лицам, проработавшим на предприятии менее 10 лет и прекратившим трудовые отношения с данным предприятием, Кулаковым А.И. не соблюдены, истец на жилищный учет в г. Москве не встал, в связи с чем оснований для заключения с ним договора социального найма спорной квартиры, а, следовательно, и для ее приватизации не имеется.

Третьи лица Евсеев Е. В., Кулаков А. А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещался надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд признает причину неявки третьих лиц Евсеева Е.В., Кулакова А.А., представителя третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве неуважительной, поскольку стороны извещались о рассмотрении дела надлежащим образом, однако никаких документов, подтверждающих уважительность причин неявки в суд, не представили. Таким образом, учитывая сроки рассмотрения гражданских дел, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кулаковой Е.А., третьих лиц Евсеева Е.В., Кулакова А.А., представителя третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в силу следующего.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой муниципальную отдельную двухкомнатную <адрес>, общей площадью 62,8 кв.м., в том числе жилой – 44,4 кв.м., что подтверждается справкой от 17.01.2011 года (л.д. 16-17), выпиской из реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, кадастровым паспортом помещения (л.д. 94-95).

Указанное жилое помещение было предоставлено Кулакову А.И. на основании ордера от 09 июля 1982 года, выданного <данные изъяты>, на семью из четырех человек (л.д. 61).

Согласно данному ордеру предоставленное Кулакову А.И. жилое помещение –<адрес>– имеет статус служебного, было предоставлено истцу в связи с его трудовой деятельностью на производственном жилищно-ремонтном объединении <данные изъяты>

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Кулаков А.И. принят на работу <данные изъяты>, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен в по собственному желанию, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 34-39).

Кулаков А.И. вместе с членами своей семьи Кулаковой Е. А., Евсеевым Е. В., Кулаковым А. А. зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 19), справкой ГУ «ИС района <данные изъяты>» (л.д. 16-17), и проживают в ней.

У Кулакова А.И., а также членов его семьи иного жилого помещения в собственности е имеется, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 10-12)

Истец неоднократно обращался в ГУ «ИС района <данные изъяты>» с заявлением о заключении договора социального найма спорной квартиры, однако в этом ему было отказано на основании Постановления Правительства Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП, поскольку Кулаков А.И. отработал в системе ЖКХ 10 лет и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.

Не согласившись с решением ГУ «ИС района <данные изъяты>» Кулаков А.И. обратился в УДЖПиЖФ в СВАО г. Москвы с заявлением о заключении договора передачи <адрес> в его собственность в порядке приватизации, однако УДЖПиЖФ в СВАО г. Москвы в удовлетворении данного заявлении отказано также на основании вышеуказанного Постановления, которое не предусматривает возможность заключения договора передачи площади в собственность в порядке приватизации без предварительного заключения договора социального найма.

Установленные обстоятельства позволяют применить положения:

ст. 92 ЖК РФ, согласно которой к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

ст. 7 Приложения 1к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 года № 711-ПП «Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», согласно которой гражданам, проживающим в жилом помещении на условиях субаренды или по служебному ордеру, не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, прекратившим трудовые отношения с органом государственной власти или организацией (предприятием), в связи с трудовыми отношениями с которым им предоставлялось данное жилое помещение, и не имеющим других жилых помещений, в отношении которых они и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, предоставляется занимаемое ими жилое помещение по договору купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, по рыночной стоимости.

На основании изложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Квартира <адрес> была предоставлена Кулакову А.И. на основании служебного ордера в связи с трудовыми отношениями с <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Соответствующее решение в отношении спорной квартиры отсутствует, в связи с чем суд делает вывод о том, что квартира, которую занимает истец, не утратила статус служебной. Каких-либо иных доказательств того, что данная квартира была исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования, сторонами не представлено.

Абз. 1 ст. 4 Федерального закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что служебные жилые помещения по общему правилу не подлежат приватизации.

Таким образом, служебное жилое помещение – <адрес>, которую занимает Кулаков А.И. вместе с членами своей семьи, в судебном порядке приватизации не подлежит.

Вместе с тем в силу абз. 2 ст. 4 Закона № 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 05 августа 2008 года № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру» гражданину, проработавшему в органе государственной власти или организации (предприятии), в связи с трудовыми отношениями с которым ему предоставлялось данное жилое помещение, менее 10 лет, состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и прекратившим трудовые отношения с этим органом государственной власти или организацией (предприятием), занимаемое указанным гражданином по служебному ордеру жилое помещение предоставляется ему и членам его семьи (до подхода очереди) по договору найма при условии, если этот гражданин и члены его семьи не имеют других жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

В случае соблюдения всех приведенных условий Кулакову А.И. могло быть после исключения из специализированного жилищного фонда предоставлено по договору социального найма занимаемое им служебное жилое помещение, которое впоследствии могло быть им приватизировано.

Однако все приведенные условия Кулаковым А.И. не соблюдены, а именно истец не встал на жилищный учет в городе Москве по месту жительства или на учет в качестве нуждающегося в содействии <адрес> в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в связи с чем оснований для заключения с ним договора социального найма занимаемого им жилого помещения не имеется, а, следовательно, отсутствуют основания и для признания права собственности истца на спорную квартиру в порядке приватизации.

ГУ «ИС района <данные изъяты>» правомерно указали Кулакову А.И. на то, что в соответствии с вышеуказанным Постановлением закрепить за ним занимаемое жилое помещение оснований не имеется.

При таких обстоятельствах, поскольку судом с достоверностью установлено, что спорное жилое помещение – <адрес> – является служебным жилым помещением, из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования не переводилась, собственник данного жилого помещения – г. Москва в лице УДЖПиЖФ в СВАО г. Москвы согласие на приватизацию служебного жилого помещения не давал, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с положениями Закона РФ от 04 июля 1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» оснований для признания договора социального найма <адрес> заключенным, а также признания за истцом права собственности на данную квартиру в порядке приватизации – не имеется.

В связи с чем исковые требования Кулакова А.И., Кулаковой Е.А. к ДЖПиЖФ г. Москвы, УДЖПиЖФ в СВАО города Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кулакова А. И., Кулаковой Е. А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда в СВАО города Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Бутырский районный суд г. Москвы в течение 10 дней, с момента составления мотивированного решения суда.

Судья:

<данные изъяты>