решение по заявлению прокурора Бутурлинского района об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления - главы администрации Бутурлинского муниципального района ( выразившееся в принятии решения о назначении на страшую должность му



Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2010 г.

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе: судьи Зиминой Е.Е. при секретаре Кашиной С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Бутурлине гражданское дело по заявлению прокурора Бутурлинского района об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления главы администрации Бутурлинского муниципального района, выразившееся в принятии решения о назначении на старшую должность муниципальной службы ФИО1

Установил:

Прокурор Бутурлинского района Малюгин А.В. обратился в суд в порядке
ст. 45 ГПК РФ и просит признать действия главы администрации
Бутурлинского муниципального района ФИО9, выразившиеся в
принятии решения о назначении на старшую должность муниципальной
службы ведущего специалиста администрации Бутурлинского

муниципального района ФИО1 путем издания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7» и заключения с ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать главу администрации Бутурлинского муниципального района устранить допущенные нарушения закона путем отмены распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7», расторжения трудового договора №, заключенного с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и увольнения ФИО1 с муниципальной службы на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 ТК РФ незамедлительно в день вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки,
проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что главой
администрации Бутурлинского муниципального района ФИО9
принято решение о назначении на старшую должность муниципальной
службы ведущего специалиста администрации Бутурлинского

муниципального района, ФИО1 путем издания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7» и заключения с ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ

Данные действия главы администрации Бутурлинского муниципального района ФИО9 являются незаконными по следующим основаниям.

Согласно п. 19 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Нижегородской области, являющимся приложением № 1 к Закону Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» должность ведущего специалиста администрации муниципального района отнесена к старшим должностям муниципальной службы.

Реестром должностей муниципальной службы Бутурлинского муниципального района должность ведущего специалиста администрации Бутурлинского муниципального района также отнесена к старшим должностям муниципальной службы.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 9 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ч. 2 ст.8 Закона Нижегородской области « О муниципальной службе в Нижегородской области» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, указанных в настоящей статье.

Частью 4 той же статьи установлено, что в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы групп: "высшие должности муниципальной службы", "главные должности муниципальной службы", "ведущие должности муниципальной

службы", "старшие должности муниципальной службы" - входит наличие высшего профессионального образования.

ФИО2 высшего профессионального образования не имеет, в связи с чем не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на замещение старшей должности муниципальной службы ведущего специалиста администрации Бутурлинского муниципального района.

Таким образом, действия главы администрации Бутурлинского муниципального района ФИО9, выразившиеся в принятии решения о назначении на старшую должность муниципальной службы ведущего специалиста администрации Бутурлинского муниципального района, ФИО1 путем издания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7» и заключения с ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными.

В соответствии с п. 11ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Согласно ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Кроме того, ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве основного принципа муниципальной службы установлен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Частью 1 ст. 17 того же закона установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Однако при принятии решения о назначении на должность ведущего специалиста администрации Бутурлинского муниципального района ФИО1 конкурс либо иные публичные процедуры, призванные обеспечить

исполнение принципа равного доступа граждан к муниципальной службе не проводились, чем ограничены права неопределенного круга лиц на доступ к муниципальной службе.

Муниципальные служащие в муниципальном образовании образуют местную администрацию. В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Установление квалификационных требований для муниципальных служащих, назначение лица на должность муниципальной службы при условии безоговорочного соответствия его, установленным квалификационным требованиям, является установленной государством гарантией создания условий для компетентного и квалифицированного решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании заявитель - - прокурор <адрес> Малюгин А.В. настаивает на заявленных требованиях, привел доводы, аналогичные указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица главы администрации Бутурлинского муниципального района по доверенности ФИО8 в судебном заседании согласна с заявлением прокурора в части незаконности действий главы администрации Бутурлинского муниципального района, выразившиеся в принятии решения о назначении на старшую должность муниципальной службы ФИО1 и пояснила, что распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ отменено распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с ФИО1 расторгнут.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы, находит заявленные требования о признании незаконными действия должностного лица органа местного самоуправления - главы администрации Бутурлинского муниципального района, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или

муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор мотивирует свое право на обращение в суд тем, что назначение на должность муниципальной службы лица, не соответствующего установленным квалификационным требованиям ставит под угрозу саму возможность квалифицированного решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, чем существенно нарушены права и законные интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - <адрес>, муниципального образования -- Бутурлинского муниципального района, неопределенного круга лиц.

Интересы Российской Федерации в данном случае заключаются также в том, чтобы правила установленные от имени РФ соблюдались и исполнялись всеми, без исключения, физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории РФ, единообразно. Несоблюдение правил установленных от имени Российской Федерацией, умаляет авторитет и нарушает интересы Российской Федерации.

Данные доводы суд находит обоснованными.

В судебном заседании установлено, что главой администрации
Бутурлинского муниципального района ФИО9 издано

распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7, а именно ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ на должность юриста юридического отдела управления делами администрации, ведущего специалиста (старшая должность муниципальной службы).

В судебном заседании также установлено, что ФИО1 не имеет высшего профессионального образования, что не оспаривается представителем администрации Бутурлинского муниципального района и указано в объяснениях ФИО1, данных прокурору ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 9 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных

требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, указанных в настоящей статье.

Частью 4 этой статьи установлено, что в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы групп: "высшие должности муниципальной службы", "главные должности муниципальной службы", "ведущие должности муниципальной службы", "старшие должности муниципальной службы" - входит наличие высшего профессионального образования.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Нижегородской области, являющимся приложением № 1 к Закону Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» должность ведущего специалиста администрации муниципального района отнесена к старшим должностям муниципальной службы.

Реестром должностей муниципальной службы Бутурлинского муниципального района должность ведущего специалиста администрации Бутурлинского муниципального района также отнесена к старшим должностям муниципальной службы.

Таким образом, ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям для замещения старшей должности муниципальной службы -ведущего специалиста, юриста юридического отдела управления делами администрации Бутурлинского муниципального района.

Судом также установлено, что при принятии решения о назначении на должность ФИО1 конкурс, либо иные публичные процедуры, в ходе которых мог быть выяснен профессиональный уровень претендента на должность муниципальной службы, дана оценка соответствия претендента квалификационным требованиям - не проводились.

Статьей 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве основного принципа муниципальной службы установлен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Частью 1 ст. 17 того же закона установлено, что при замещении муниципальной службы в муниципальном образовании трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В судебном заседании установлено, что процедура назначения на старшую должность муниципальной службы ФИО1 главой администрации Бугурлинского муниципального района ФИО9 - не соблюдена.

Судом установлено, что должностное лицо глава администрации Бутурлинского муниципального района ФИО9 на момент издания распоряжения имел полномочия на принятие решения о назначении на должность муниципальных служащих; порядок принятия решения о назначении на муниципальную должность ФИО1 должностным лицом - главой администрации Бутурлинского муниципального района ФИО9 не соблюден; содержание оспариваемого прокурором решения не соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку решение о принятии на работу ФИО1 на старшую должность муниципальной службы принято незаконно.

Суду представлено распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> ФИО9 об отмене распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО1, трудовой договор с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон, пункт 1 ст. 77 ТК РФ.

Следовательно, отсутствует необходимость для принятия решения в части того, что бы обязать должностное лицо отменить распоряжение №-ДД.ММ.ГГГГ

Судом также не может быть вынесено решение, которым глава администрации Бутурлинского муниципального района было бы обязано уволить ФИО1 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ст. 84 ТК РФ - в связи с нарушением установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, поскольку до рассмотрения дела по существу трудовой договор с ФИО1 расторгнут по соглашению сторон, в Конституции РФ закреплено, что труд свободен, статьей 78 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Спор об изменении формулировки увольнения не может быть рассмотрен в порядке рассмотрения дел, предусмотренных главой 25 ГПК РФ, он может явиться предметом рассмотрения спора в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с администрации Бутурлинского муниципального района в федеральный бюджет должны быть взысканы судебные расходы в сумме 4 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия главы администрации Бутурлинского
муниципального района <адрес> ФИО9,
выразившиеся в принятии решения о назначении на старшую должность
муниципальной службы ведущего специалиста администрации

Бутурлинского муниципального района <адрес> ФИО4 путем издания распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу на время декретного отпуска ФИО7» и заключения с ФИО1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с администрации Бутурлинского муниципального района в федеральный бюджет судебные расходы в сумме 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток, через Бутурлинский районный суд.

Судья- Е.Е. Зимина