решение по исковому заявлению прокурора Бутурлинского района к главе администрации Бутурлинского муниципального района Чичкову Н.А. и МУП `Бутурлинскрайснабкомплект-1` о признании действий по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино



Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2011 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

судьи Зиминой Е.Е.

при секретаре Кашиной С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Бутурлино гражданское дело по иску прокурора <адрес> к главе администрации Бутурлинского муниципального района Чичкову Н.А. и МУП «Бутурлинскрайснабкомплект -1» о признании действий по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино незаконными, и запрещению размещения торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино

У с т а н о в и л :

Прокурор Бутурлинского района Малюгин А.В. обратился в Бутурлинский районный суд с иском, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в защиту интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Бутурлинскрайснабкомплект-1» (далее МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1») и главе администрации Бутурлинского <адрес>, в котором просит:

  1. Признать действия МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главы администрации Бутурлинского <адрес> Чичкова Н.А. по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино, незаконными.
  2. Запретить МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главе администрации Бутурлинского <адрес> Чичкову Н.А. размещать торговые места на проезжей части улиц р.п. Бутурлино, незамедлительно по вступлению решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурором мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> во исполнение п. 5 перечня поручений Президента РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка правильности размещения мест розничной торговли на объектах транспортной инфраструктуры.

Установлено, что МУП «Бутурлинскрайснабкомплект - 1» на территории проезжей части улиц Ленина, Милицейской и Спортивной р.п. Бутурлино, в непосредственной близости от здания администрации <адрес> каждую субботу при организации «ярмарки выходного дня» размещает торговые места.

Торговые места на проезжей части улиц и в непосредственной близости от здания администрации <адрес> размещаются на основании соглашения с главой администрации Бутурлинского <адрес> Чичковым Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ

Данные действия МУП «Бутурлинскрайснабкомплект - 1» и главы администрации Бутурлинского <адрес> Чичкова Н.А. являются незаконными и создают угрозу транспортной безопасности по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя в числе прочих объектов автомобильные дороги, а также, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Статьей 2 того же закона целями обеспечения транспортной безопасности определены устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К задачам обеспечения транспортной безопасности отнесено нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности.

При этом акт незаконного вмешательства данным законом определен как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Размещение торговых мест на проезжей части улиц приводит к прекращению движения по ним, что исключает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Аналогичное положение содержит ст. 30 ФЗ «Об автомобильных дорогах ио дорожной деятельности в РоссийскойФедерации», которая также устанавливает, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок определен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009г. № 149.

Приведенные нормативные правовые акты в качестве основания для ограничения и прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам организацию выездной торговли не содержат.

Размещение торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино несет всебе угрозу причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба,поскольку сопряжено с массовым скоплением людей на основных транспортных магистралях р.п. Бутурлино, в том числе на улице, являющейся естественным продолжением трассы областного значения, каких-либо искусственных барьеров от неконтролируемого выезда транспортных средств к местам массового скопления граждан при проведении ярмарки не имеется.

Изложенное со всей очевидностью свидетельствует, что размещение торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино также создает благоприятную почву для актов террористического характера во время массового скопления людей на проезжей части улиц, где организована торговля.

При таких обстоятельствах, действия МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главы администрации Бутурлинского района Чичкова Н.А. по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино являются актом незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, поскольку являются незаконными и создают угрозу причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба.

Кроме того, Указом Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли» размещение торговых мест на проезжей части улиц запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В качестве способа защиты гражданских прав ст. 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель сложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами отравления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации можетбыть использован способпресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В судебном заседании истец - прокурор Бутурлинского района Малюгин А.В. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении, дополнил, что на время проведения ярмарки выходного дня в р.п. Бутурлино без законных на то оснований ограничивается движение по улицам Ленина, Спортивна, Милицейская в р.п. Бутурлино.

Представитель ответчика - главы администрации Бутурлинского муниципального района Чичкова Н.А., по доверенности Коваленко Т.Б. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что главой местного самоуправления Чичковым Н.А. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о проведении ярмарок на территории Бутурлинского муниципального района, а затем между администрацией Бутурлинского муниципального района и МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» заключено соглашение, согласно которого, организация ярмарки выходного дня осуществляется МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1». Глава администрации Бутурлинского муниципального района Чичков Н.А. незаконных действий по организации ярмарки выходного дня в р.п. Бутурлино и размещению торговых мест на этой ярмарки не совершал.

Кроме того, Коваленко Т.Б. в судебном заседании сделала заявление о пропуске прокурором, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд, по обжалованию действий органов местного самоуправления, должностных лиц.

Представитель ответчика - МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1», директор ФИО6 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что ярмарка выходного дня в р.п. Бутурлино организована на основании постановления главы местного самоуправления Чичкова Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, организатором ярмарки является МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1», схема расположения торговых мест согласована с ОВД по <адрес> и Роспотребнадзором. На период проведения ярмарки выходного дня ограничивается движение по части улиц Ленина, Милицейская и Спортивна в р.п. Бутурлино, для чего выставляются знаки запрещающие движение по части <адрес> от здания старой столовой до здания налоговой инспекции. В период проведения ярмарки выходного дня на <адрес> около здания налоговой инспекции дежурят сотрудники ГИБДД ОВД по <адрес>, на патрульной машине, либо без нее. Вопрос о переносе торговых мест с проезжей части <адрес> в р.п. Бутурлино обсуждается, но разрешения пока не нашел.

ФИО6 так же пояснил, что какого-либо акта, разрешающего ограничение движения по <адрес> и <адрес> на период проведения ярмарки выходного дня, не выносилось. Органом местного самоуправления место для осуществления торговли на ярмарке выходного дня не отводилось. Индивидуальным предпринимателям разрешения на размещение их палаток, не выдавалось. Схема расположения ярмарки выходного дня согласовывалась один раз, ежегодно ее не согласовывали.

В судебном заседании в качестве специалиста был опрошен главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Блинохватов В.В., который пояснил, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ дороги и подъезды к жилым домам и зданиям должны быть свободны для проезда пожарной техники. На период временного ограничения движения по дорогам, должны быть выставлены указатели мест объезда. Место расположения ярмарки выходного дня с ОГПН по <адрес> согласовано не было, расположение на проезжей части дорог торговых мест и палаток, затрудняет и может сделать невозможным подъезд пожарной техники к жилым домам и зданиям, расположенным на <адрес> и на <адрес> р.п. Бутурлино, в случае возникновения пожара и другой чрезвычайной ситуации.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что по субботам с 8 до 13 час. в р.п. Бутурлино проводится ярмарка выходного дня, в период проведения которой индивидуальные предприниматели выставляют нестационарные временные объекты мелкорозничной сети - лотки и палатки.

В качестве правового основания проведения ярмарки выходного дня представлено постановление главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района Чичкова Н.А. от 10.10.2008 г. «О проведении ярмарок на территории Бутурлинского муниципального района» (л.д. 6).

В соответствии с указанным Постановлением ответственным за организацию и проведение ярмарок назначено МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1», а также был утвержден порядок организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках.

Согласно порядка организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых на территории Бутурлинского муниципального района <адрес> было установлено место проведения ярмарок и режим работы: р.п. Бутурлино, по субботам с 8-00 до 13-00 часов. Торговые места на ярмарке размещаются на основании схемы, разработанной и утвержденной организатором ярмарок, согласованной с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д. 7-9).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Бутурлинского муниципального района и МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» заключили соглашение, согласно которого администрация создает условия для обеспечения городского поселения р.п. Бутурлино услугами торговли посредством организации Предприятием ярмарки выходного дня, Администрация обязана предоставить место для организации ярмарки выходного дня на территории р.п. Бутурлино (л.д. 10).

<адрес> было проведено обследование территории ярмарки выходного дня в р.п. Бутурлино ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено, что торговые места при проведении ярмарки выходного дня расположены на проезжих частях улиц Ленина, Милицейская и Спортивная, всего 332 торговых места (акт от ДД.ММ.ГГГГ). К указанному акту приложена схема расположения торговых мест: на проезжей части <адрес> в р.п. Бутурлино 115 торговых мест, на проезжей части <адрес> торговых мест, на <адрес> торговых мест.

Расположение торговых мест на ярмарке выходного дня, приведенное в указанной схеме, представителями ответчиков не оспаривается.

Данная схема согласуется с представленным директором МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» ФИО6 планом размещения ярмарки выходного дня в р.п. Бутурлино.

На основании приведенных выше обстоятельств суд приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за организацию проведения ярмарки выходного дня является МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1».

Судом также установлено и не отрицается представителями ответчика Коваленко Т.Б. и ФИО8, что большая часть торговых мест в период проведения ярмарки выходного дня расположены на проезжих частях <адрес> от здания старой столовой до здания налоговой инспекции, а также на <адрес>, при этом на период проведения ярмарки выходного дня по указанным улицам ограничивается движение как обычного транспорта, так и специального.

Статьей 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ определены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли» установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2006 г. № 89 «Об утверждении типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области» к объектам мелкорозничной сети относятся временные объекты торговли и оказания услуг (общественного питания и быстрого обслуживания): стационарные и нестационарные. К нестационарным объектам мелкорозничной сети относятся палатки и передвижные средства развозной и разностной торговли, при этом палатка определена, как легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которого размещен товарный запас на один день торговли.

Указанным постановлением установлено, что мелкорозничная торговля и оказание услуг объектами мелкорозничной сети на территории Нижегородской области осуществляется в местах, отведенных органами местного самоуправления. Документом, подтверждающим размещение палатки является разрешение на размещение объекта мелкорозничной сети, выдаваемое главой местной администрации. Ежегодно до 15 октября и до 15 марта утверждать схемы размещения объектов мелкорозничной сети с учетом сохранения необходимого комплекса услуг для населения и при согласовании с территориальными органами государственного контроля (надзора), управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Нижегородской области.

Судом установлено, что место, для осуществления мелкорозничной торговли в виде ярмарки выходного дня в р.п. Бутурлино распорядительным документом органа местного самоуправления не отведено; разрешения на размещение объектов мелкорозничной сети в определенном месте р.п. Бутурлино, не выдаются; схемы размещения ярмарки выходного дня на территории р.па. Бутурлино ежегодно не согласовываются.

При таких обстоятельствах, размещение торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино является незаконным.

В качестве способа защиты гражданских прав ст. 11 Гражданского Кодекса РФ предусматривает судебную защиту.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку ярмарка выходного дня организована на проезжих частях улиц Ленина, Милицейской и Спортивной, без определения места ее проведения, без согласования с соответствующими контролирующими органами, в отсутствие распорядительного документа об ограничении движения по улицам р.п. Бутурлино на период проведения ярмарки, ее проведение на проезжих частях улиц создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей и опасность причинения материального ущерба.

В связи с тем, что полномочия по организации ярмарки выходного дня администрацией Бутурлинского муниципального района возложены на МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1», то действия МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино являются незаконными и МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» должно быть запрещено совершать определенные действия, а именно размещать торговые места на проезжей части улиц р.п. Бутурлино Нижегородской области. Исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ - при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить срок - незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу.

Судья находит, что именно такой срок исполнения решения суда должен быть установлен, с учетом того, что представитель ответчика не просит установить его иным.

Возражения представителя главы администрации Бутурлинского муниципального района Коваленко Т.Б. о том, что требования к главе администрации Бутурлинского муниципального района Чичкову Н.А. заявлены не обоснованы, истцом не опровергнуты.

Согласно Устава Бутурлинского муниципального района размещение торговых мест на ярмарке выходного дня в р.п. Бутурлино к полномочиям главы администрации Бутурлинского района не относится (ст. 35.2 Устава).

На основании постановления главы местного самоуправления от 10.10.2008 г. ответственным за организацию и проведение ярмарок назначено МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1», что также не оспаривается истцом.

В соответствии с соглашением об организации ярмарки выходного дня администрация Бутурлинского муниципального района вправе осуществлять контроль за организацией работы ярмарки, вместе с тем предметом данного гражданского спора не является оспаривание бездействия администрации Бутурлинского муниципального района или главы администрации Бутурлинского муниципального района.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований к главе администрации Бутурлинского муниципального района должно быть отказано.

Оценивая заявление представителя ответчика - главы администрации Бутурлинского муниципального района Чичкова Н.А. - Коваленко Т.Б. о пропуске прокурором трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, судья находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Истец - прокурор Бутурлинского района Малюгин А.В. возражает относительно пропуска срока обращения в суд, мотивируя это тем, что он обратился в суд в порядке искового производства, а не в порядке, предусмотренном ст. 254-256 ГПК РФ.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает возможность подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В ст. 256 ГПК РФ говорится о сроке обращения в суд - в течение 3 месяцев, когда стало известно о нарушении прав и свобод.

Прокурором Бутурлинского района избран способ защиты интересов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, неопределенного круга лиц, путем подачи заявления в порядке искового производства.

Нарушения прокурором были установлены в ходе проведенной проверки, о чем был составлен акт ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок обращения в суд, срок исковой давности прокурором не нарушен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Бутурлинского района к МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главе администрации Бутурлинского муниципального района Чичкову Н.А. о признании незаконными действий МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главы администрации Бутурлинского муниципального района Чичкова Н.А. по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино и запрещению МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» и главе администрации Бутурлинского муниципального района Чичкову Н.А. размещать торговые места на проезжей части улиц р.п. Бутурлино, удовлетворить частично.

Признать действия МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» по размещению торговых мест на проезжей части улиц р.п. Бутурлино, незаконными.

Запретить МУП «Бутурлинскрайснабкомплект-1» размещать торговые места на проезжей части улиц р.п. Бутурлино Нижегородской области.

Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - по вступлении решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд.

В остальной части в удовлетворении исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток, через Бутурлинский районный суд.

Судья - Е.Е. Зимина