Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе: судьи Зиминой Е.Е. при секретаре Кашиной С.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ГУ УПФ РФ по <адрес>, индивидуальному предпринимателю ФИО1 и УФССП по <адрес> о сооружении пандуса У с т а н о в и л : <адрес> Малюгин А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда РФ по <адрес> (далее ГУ УПФ РФ по <адрес>) и индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ИП ФИО1), в котором просил обязать ИП ФИО1 ГУ УПФ РФ по <адрес> обеспечить беспрепятственный доступ в здание, в котором находится ГУ УПФ РФ по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения. Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в здании, в котором находится ГУ Управление Пенсионного фонда России по <адрес>, расположенном по адресу: 607440, <адрес>, р.п. Бутурлино, <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здания учреждения, не созданы. Во исполнение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73 (далее СП 31-102-99), Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых постановлением от 16.07.2001 № 73 (СП 31-104-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных населения. Общие положения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание, в котором находится ГУ Управление Пенсионного фонда России по Бутурлинскому району не имеет пандуса, наружная лестница ври входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Нежилые помещения здания, в котором расположено ГУ Управление Пенсионного фонда России по <адрес>, находится в собственности индивидуального предпринимателя ФИО1, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, и в федеральной собственности, и закреплено Бутурлинским отделом Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Нарушения указанных требований закона существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Затем к участию в деле в качестве соответчика было привлечено управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> (далее УФССП по <адрес>). В ходе судебного разбирательства дела от прокурора Малюгина А.В. поступило заявление, в котором он просит суд обязать ГУ УПФ РФ по <адрес>, ИП ФИО1 и УФССП по <адрес> обеспечить беспрепятственный доступ в здание, в котором находится ГУ УПФ РФ по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Назаркин А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просит обязать ГУ УПФ РФ по <адрес>, ИП ФИО1 и УФССП по <адрес> обеспечить беспрепятственный доступ в здание, в котором находится ГУ УПФ РФ по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», привел доводы, указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> по доверенности Щепанова А.Е. исковые требования не признала и пояснила, что ГУ УПФ РФ по <адрес> не является собственником помещений в здании, расположенном по адресу: р.п. Бутурлино <адрес>, пользуются помещениями в указанном здании на основании договора аренды, лестница и вход в здание являются общим имуществом здания. Собственниками помещений в здании, расположенном по адресу: р.п. Бутурлино <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> являются ИП ФИО1 и УФССП по <адрес>. Кроме того, Щепанова А.Е. пояснила, что средства на сооружение пандуса и поручней при входе в здание по адресу: р.п. Бутурлино <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> не заложены в бюджет ПФ РФ, ГУ ПФ по <адрес> в безвозмездное пользование передаются помещения в МОУДОД «Центр дополнительного образования «Русич», где при проведении капитального ремонта будет сооружен пандус при входе в здание. Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, отзыв и возражения на исковое заявление прокурора не представлял. Представитель ответчика УФССП по <адрес> в судебное заседание не явился, был уведомлен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представитель Управления телефонограммой просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. В суд поступил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором представитель по доверенности ФИО6 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в функциональные обязанности Федеральной службы судебных приставов России не входят функции, определяющие обеспечение социальной защиты населения и обеспечения гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков - индивидуального предпринимателя ФИО1 и представителя УФССП России по <адрес>. Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что собственниками здания, расположенного по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> является индивидуальный предприниматель ФИО1 и УФССП России по <адрес>. Право собственности ФИО1 на нежилое помещение №, общей площадью 537,1 кв.м., этаж 1,2, подвал, адрес: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> установлено на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Право собственности УФССП по <адрес> на нежилое помещение №, общей площадью 83,3 кв.м., этаж 2, адрес: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> установлено на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (вид права оперативное управление). Согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО Коммерческий банк «Приволжское общество Взаимного Кредита» сдало в аренду ГУ УПФ РФ по <адрес> во временное пользование часть нежилого помещения № по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, общей площадью 257,40 кв.м., в том числе основной 195,7 кв.м., и вспомогательной 61,7 кв.м. на 1 и 2 этажах (л.д. 6-9). Данное помещение было принято по акту приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). В связи с приобретением ФИО1 у ЗАО КБ «Приволжский ОВК» в собственность нежилого помещения №, общей площадь. 537,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес> между ФИО1 и ГУ УПФ РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к договору аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым был изменен арендодатель и размер арендной платы (л.д. 11). <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения. Проведенной проверкой выявлены нарушения прав инвалидов по доступу в здание, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание не созданы. Во исполнение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73 (далее СП 31-102-99), Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых постановлением от 16.07.2001 № 73 (СП 31-104-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных населения. Общие положения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание, расположенное по адресу: р.п. Бутурлино <адрес>, в котором на момент рассмотрения дела расположены ГУ УПФ РФ по <адрес>, Бутурлинский РО УФССП России по <адрес>, а так же продуктовый магазин, не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание, не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно Конституции Российской Федерации - Российская Федерация социальное государство политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Анализируя выше изложенное, суд приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 и УФССП России по <адрес> не исполняют требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов, а так же нарушают права инвалидов на доступность. В качестве способа защиты гражданских прав статья 11 Гражданского кодекса РФ предусматривает судебную защиту. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты гражданских прав. Довод представителя УФССП России по <адрес> о том, что в функциональные обязанности УФССП России не входят функции обеспечения социальной защиты населения, следовательно в удовлетворении исковых требований к УФССП должно быть отказано, суд находит необоснованными, поскольку на УФССП РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», возложеноосуществление функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 24 сентября 2008 года Россия подписала Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов", в соответствии с которой общими принципами Конвенции провозглашаются: - уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; - недискриминация; - полное и эффективное вовлечение и включение в общество; - уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; - равенство возможностей; - доступность и т.д. Под дискриминацией по признаку инвалидности Конвенция понимает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении. Отсутствие в здании, где расположен Бутурлинский РО УФССП по <адрес> пандуса и поручней на наружной лестнице ставит инвалидов в не равное положение, по сравнению с другими гражданами, по осуществлению ими своих прав и свобод, затрудняет доступ для реализации возможностей своих гражданских прав в помещение УФССП по <адрес> в сфере исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации бремя по содержанию имущества несет несёт собственник этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 2 ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор имеет право произвести за счет собственных средств улучшения арендованного имущества только с согласия арендодателя. Пунктом 3.3.1 выше указанного договора аренды от 01.01.2006 г. Арендатор имеет право производить капитальный ремонт, перепланировку, или перестройку помещений только при условии письменного согласия Арендодателя. Таким образом, правовых оснований для возложения на ГУ УПФ РФ по <адрес> обязанности по сооружению пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице, не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований прокурора к ГУ УПФ РФ по <адрес>, должно быть отказано. Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчик ИП ФИО1 возражений, а так же доказательств, опровергающих исковые требования прокурора, не представил. Возражения ответчика УФССП России по <адрес> судом признаны необоснованными. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора к ИП ФИО1 и УФССП по <адрес> подлежат удовлетворению. Судья находит, что в соответствии со ст. 206 ГПК РФ ответчикам должен быть установлен срок для добровольного исполнения решения суда. С учетом положения ст. 6-1 ГПК РФ о разумности срока судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, судья находит, что должен быть установлен срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом характера работ, которые обязаны выполнить ответчики. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 и управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Установить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к ГУ УПФ РФ по <адрес> об обеспечении беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес> р.п. Бутурлино <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток, через Бутурлинский районный суд Судья- Е.Е. Зимина