решение по исковому заявлению прокурора Бутурлинского района к администрации Бутурлинского муниципального района и администрации Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района по утилизации бытовых отходов на несанкционированной с



Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

судьи Зиминой Е.Е.

при секретаре Кашиной С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации Бутурлинского муниципального района и администрации Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района по утилизации бытовых отходов на несанкционированной свалке у <адрес>

У с т а н о в и л :

<адрес> обратился в суд с иском к администрации Бутурлинского муниципального района и администрации Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, в котором просит:

Признать незаконным бездействие администрации Бутурлинского муниципального района, выразившиеся в невыполнение возложенных на неё полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно несанкционированной свалки в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Признать незаконным бездействие администрации Каменищенского сельского поселения, выразившееся в непроведении работ по очистке территории данного муниципального образования от бытовых отходов, а именно территории несанкционированной свалки в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района и администрацию утилизировать бытовые отходы на образовавшейся несанкционированной свалке в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Обязать администрацию Каменищенского сельского поселения провести работы по очистке от бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства проведена проверка экологического и земельного законодательства.

Установлено, что на территории Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, а именно в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 13 вышеназванного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение вышеперечисленных норм требований законодательства территории Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, а именно в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления.

Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, так как нарушения экологического законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущего поколений.

В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи, с чем прокурором <адрес> принято решение об обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации.

По ходатайству представителя ответчика - администрации Бутурлинского муниципального района ФИО2, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «<данные изъяты>», как землепользователь участка, на котором расположена несанкционированная свалка. Представителем ФИО2 представлена копия договора аренды земель.

Представитель ответчика - администрации Бутурлинского муниципального района по доверенности ФИО2 исковые требования прокурора не признала и пояснила, что согласно Устава Бутурлинского муниципального района к полномочиям администрации района относится утилизация уже собранных и вывезенных с несанкционированной свалки бытовых отходов, если отходы не будут собраны и вывезены, то администрация района не сможет их утилизировать.

Представитель ответчика - глава администрации Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района ФИО3 исковые требования признал частично и пояснил, что несанкционированная свалка бытовых отходов, указанная в исковом заявлении прокурора, находится на территории Каменищенского сельского поселения, но за пределами населенного пункта, на данную свалку свозится бытовой мусор не только жителями <адрес>, но и проезжающими. На свалку свозят и строительный мусор и старую мебель, по периметру свалка ежегодно убирается. Уставом администрации Каменищенского сельского поселения на администрацию возложена обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов, в границах населенных пунктов бытовой мусор вывозится, о чем администрацией поселения с ООО «Бутурлинский водоканал» заключен договор.

Представитель соответчика ООО «<данные изъяты>» директор ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что ООО «<данные изъяты>» пользуется земельным участком, который получило в аренду на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка у <адрес> никогда ООО «<данные изъяты>» не использовался, на данном участке находится молодой ле<адрес> границы земельного участка, который арендует ООО «<данные изъяты>» не определены и установить, является ли ООО «<данные изъяты>» землепользователем земельного участка, на котором расположена выше указанная свалка невозможно. В аренду были взяты лишь земли сельскохозяйственного назначения, они распахиваются и обрабатываются.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО5 пояснял, что земельный участок, на котором расположена свалка бытовых отходов около <адрес> находится на границе лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что на территории Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора, образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов, что не оспаривается ответчиками и подтверждено актом осмотра территорий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), а также схемой места нахождения несанкционированной свалки (л.д. 6).

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

     Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 13 вышеназванного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, а именно в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Каменищенского сельского поселения Бутурлинского муниципального района, так как это влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущего поколений.

Анализируя выше изложенное в совокупности, суд находит, что исковые требования прокурора к администрации Каменищенского сельского поселения и администрации Бутурлинского муниципального района доказаны, и подлежат удовлетворению.

Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная у <адрес> расположена на территории Каменищенского сельского поселения, то администрация Каменищенского сельского поселения должна организовать сбор и вывоз бытового и иного мусора, находящегося на территории несанкционированной свалки, указанной в исковом заявлении прокурора, а администрация Бутурлинского муниципального района обязана организовать утилизацию указанных бытовых отходов. Бездействие ответчиков должно быть признано незаконным.

Обсуждая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, судья находит, что может быть установлен срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ, ответчик - глава администрации Каменищенского сельского поселения просит установить срок исполнения решения суда - 2 года, истец находит, что срок исполнения решения суда может быть установлен не более чем 1 год. Судья находит срок исполнения решения суда в 1 год разумным и объективно реальным для исполнения решения суда.

Поскольку прокурор исковые требования к ООО «<данные изъяты>» не заявлял, в судебном заседании требования к ООО «<данные изъяты>» не поддержал, суду не представлено достоверных и достаточных доказательств того, что ООО «<данные изъяты>» является землепользователем земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов у <адрес>, то в удовлетворении исковых требований к ООО «<данные изъяты>» должно быть отказано.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

    Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бутурлинского муниципального района, выразившиеся в невыполнение возложенных на неё полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно несанкционированной свалки в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Признать незаконным бездействие администрации Каменищенского сельского поселения, выразившееся в не проведении работ по очистке территории данного муниципального образования от бытовых отходов, а именно территории несанкционированной свалки в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Обязать администрацию Каменищенского сельского поселения провести работы по сбору и вывозу бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района провести работы по утилизации бытовые отходы на образовавшейся несанкционированной свалке в 100 метрах от окраины <адрес>, через дорогу по направлению в сторону соснового бора.

Установить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении требований к ООО «<данные изъяты>» отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток, через Бутурлинский районный суд.

             

         Судья-                                               Е.Е. Зимина