обвинительный приговор



дело № 1-46/2012

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бутурлиновка 4 мая 2012 года

Бутурлиновский районный суд Воронежской области в лице председательствующего- судьи Панасенко В.И.

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Бутурлиновского района Быкова К.Н.,

потерпевшего Супонина В.М.,

подсудимого Каширского Н.В.,

защитника – адвоката Дубок Д.В., представившего удостоверение № 2179 ордер № 162 от 04 мая 2012 года,

при секретаре судебного заседания Левченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда материалы уголовного дела в отношении:

Каширского Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>, <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Каширский Н.В. обвиняется в нарушении лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть человека при следующих обстоятельствах: 29 декабря 2011 года в 9 часу Каширский Н.В, управляя на основании письменной доверенности автомобилем ВАЗ 21061 регистрационный знак рус, двигался по автодороге р.п. <адрес> проходящей по <адрес> по направлению в сторону р.п. Н.Кисляй. Во время движения Каширский Н.В. не имел при себе на данное транспортное средство страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Кроме того на осях автомобиля ВАЗ 21061 регистрационный знак рус были установлены летние шины трех - разных типов-размеров с различными рисунками протектора, вследствие чего, по заключению эксперта № 549/7-1, 550/7-1 от 16.02.2012 г. у разных колес автомобиля возникает различное сцепление шин с дорогой, что во время движения может привести к уводу автомобиля на полосу встречного движения. Каширский Н.В., не учтя особенностей рельефа проезжей части, погодные условия во время движения, техническое состояние транспортного средства, не справился с управлением и допустил занос своего автомобиля с последующим выездом на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем ВАЗ 21083 регистрационный знак под управлением ФИО12, двигавшимся во встречном направлении. В результате столкновения пассажир ФИО3 1972 года рождения, находившаяся на заднем пассажирском сидении автомобиля ВАЗ 21083, получила телесные повреждения в виде: тупой сочетанной травмы груди и живота, включающей в себе разрыв (размозжение селезенки), ушиба печени, локальных переломов 3-8 ребер по средней подмышечной линии слева, кровоподтека в области правого нижнего века с переходом на правое верхнее веко, кровоподтека в области правого предплечья, кровоподтека в области проекции правой молочной железы, кровоподтека в области боковой поверхности туловища слева, уровень проекции 5-го ребра по средне-подмышечной линии, кровоподтека в области брюшной стенки, уровень проекции пупка, кровоподтека в области правой кисти, кровоподтека в области левого тазобедренного сустава обширной кровопотери, которые при жизни в совокупности квалифицировались бы как причинившие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни в момент нанесения, а в данном случае привели к смерти, которая наступила 31.12.2011 г. в реанимационном отделении МУЗ «Бутурлиновская ЦРБ».

Своими преступными действиями Каширский Н.В. нарушил требования Правил дорожного движения РФ и приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства РФ 23.10.1993 года № 1090 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.05.2010г. № 316) и введенных в действие 01.04.1994 года, а именно: п. 1.4 на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; п.1.5 ч.1 участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; п.2.1.1 Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом; п.10.1 ч.1 Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства; п. 5.5 приложения Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, согласно которому запрещается эксплуатация транспортных средств, если на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Действия Каширского Н.В. квалифицированы органами предварительного расследования по ст. 264 ч. 3 УК РФ, так как он, управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть человека.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Каширский Н.В. свою вину в предъявленном обвинении признал полностью и показал, что в личном пользовании он имеет автомобиль ВАЗ 21061 рус синего цвета 1983 года выпуска, данный автомобиль он в 2011 году приобрел у ФИО14. Данным автомобилем он управлял на основании доверенности, выданной Державиным. При покупке на автомобиль имелся талон технического осмотра, и автомобиль был исправен. Действие страхового полиса уже закончилось, и новый он не оформлял. Он имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «В,С». Его водительский стаж с 2004 года. Права на управление транспортным средством он не лишался.

29 декабря 2011 года около 8 часов 30 минут он на своем автомобиле отвез своего ребенка в школу <адрес> и поехал на работу. На улице было светло. Двигался он по <адрес> с включенным ближним светом фар. Спиртные напитки он не употреблял. В автомобиле он находился один. Погодные условия и видимость были хорошие. На дороге был небольшой гололед. Осадков не было. Его автомобиль был технически исправен. На автомобиле были установлены шины с летним типом рисунка. При этом на задней оси стояли одинаковые шины, а на передней разные. Шины были бывшие в употреблении с износом проектора. Двигался он по правой полосе движения по направлению к выезду из <адрес> в сторону р.п. Н.Кисляй. На спидометр он не смотрел. Но его скорость составляла не более 70 км/час. Перед имеющемся на участке дороги повороте его автомобиль стало водить. Он рулем выровнял автомобиль и продолжал движение. Когда он выехал на поворот, то автомобиль занесло, и он рулем пытался выровнять автомобиль. Но автомобиль стало заносить, и он нажал на тормоза. Впереди метров за 200 он увидел встречный автомобиль ВАЗ-2108. Его автомобиль вынесло на полосу встречного движения, и его автомобиль боком стал приближаться к двигавшемуся во встречном направлении автомобилю ВАЗ-2108. Произошло столкновение с указанным автомобилем, и дальше он ничего не помнит, так как потерял сознание. Пришел он в себя в реанимационном отделении МУЗ «Бутурлиновская ЦРБ».

В результате ДТП он получил сотрясение головного мозга, повреждение таза, переломы ребер и т.п.

Суд, исследовав доказательства по делу, считает вину подсудимого Каширского Н.В. в предъявленном обвинении полностью доказанной, что кроме показаний самого подсудимого подтверждается показаниями потерпевшего ФИО10, свидетелей ФИО12, ФИО13, а также протоколом осмотра места происшествия, протоколами осмотра предметов, заключениями судебно- медицинского и автотехнического экспертов.

В судебном заседании потерпевший ФИО10 показал, что его жена ФИО3, в декабре 2011 года проходила стажировку на туристической базе «Золотой сазан» и утром 29 декабря около 9 часов возвращалась с работы в <адрес> домой в <адрес>. Около 9 часов она позвонила ему на сотовый телефон и сообщила, что попала в ДТП в <адрес>. После этого она на связь больше не выходила. Он приехал в больницу, куда поместили его жену, где прооперировали. Около полудня он поехал на место ДТП, которое располагалось на <адрес> в <адрес>. На месте ДТП уже никого не было. От полученных в результате ДТП телесных повреждений его жена ДД.ММ.ГГГГ умерла в реанимационном отделении МУЗ БЦРБ. О произошедшем ДТП он знает лишь со слов участников. Он знает, что жена ехала с работы в автомобиле ВАЗ-2108 под управлением ФИО12 и сидела на заднем пассажирском сиденье.

После смерти жены он один воспитывает двух детей: один ребенок несовершеннолетний, а второй инвалид.

Как показал суду свидетель ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ, около 9 часов утра, он на своем автомобиле ВАЗ-21083 возвращался с работы. С ним в машине в качестве пассажиров находились ФИО3, сидевшая на заднем сиденье, и ФИО13, сидевший на переднем пассажирском сиденье. Когда он двигался по <адрес>, то увидел, что на имеющемся впереди изгибе дороги, примерно в 200 метрах впереди, с большой скоростью, не менее 100 км/час, во встречном направлении двигался автомобиль ВАЗ-2106 серо-голубого цвета. Он двигался по своей полосе движения, со скоростью около 60 км/час в направлении <адрес>. Встречный автомобиль вначале также ехал по своей полосе движения, но затем его занесло, и он стал боком двигаться в его сторону. Что произошло дальше, он не помнит, так как в результате ДТП потерял сознание. Он получил телесные повреждения в виде перелома плюсневой кости, сотрясение головного мозга,, порезы от разбившегося стекла.

Свидетель ФИО13 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ он вместе с ФИО3 и ФИО12, на машине ВАЗ-21083, принадлежащей последнему, ехали с работы. За рулем был ФИО12, он сидел на переднем пассажирском сиденье, а ФИО3 сидела на заднем пассажирском сиденье. Около 9 часов они проезжали по <адрес>. Двигались они по правой полосе движения в направлении Бутурлиновки, со скоростью не более 70 км/ча<адрес> они подъезжали к небольшому повороту, имеющемся на <адрес>, то ФИО12 обратил его внимание на встречный автомобиль ВАЗ-2106, который на большой скорости, двигался во встречном направлении. Когда он обратил внимание на встречный автомобиль, то расстояние до него составляло около 100 метров. Встречный автомобиль занесло, и он боком стал двигаться им навстречу, выехав со своей полосы движения на их полосу. ФИО12 нажал на тормоз и стал принимать правее, чтобы избежать столкновение с встречной машиной. Столкновение произошло на их полосе движения. Сознание он не терял. Он помог выбраться из машины ФИО12 и ФИО15, которые потеряли сознание. После столкновения автомобиль ВАЗ-21083 находился на правой, по ходу в сторону Бутурлиновки обочине, а части автомобиля ВАЗ-2106, который от удара разорвало на две части, находились на их полосе движения. Затем приехала скорая помощь и сотрудники ГИБДД.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия зафиксированы следы юза колес автомобиля, имеющие направление с полосы движения автомобиля ВАЗ-21061 регистрационный знак Т 668 ЕО на полосу движения автомобиля ВАЗ-21083 регистрационный знак К 980 ТК 36, а также положение и состояние транспортных средств, причастных к ДТП, состояние дорожного покрытия, которое имело незначительную влажность (л.д. 4-11).

Согласно заключению эксперта № 1.12 «А» от 23.01.2012 г. (экспертиза трупа) согласно которого ФИО3 причинены телесные повреждения в виде: тупой сочетанной травмы груди и живота, включающей в себе разрыв (размозжение селезенки), ушиба печени, локальных переломов 3-8 ребер по средней подмышечной линии слева, кровоподтека в области правого нижнего века с переходом на правое верхнее веко, кровоподтека в области правого предплечья, кровоподтека в области проекции правой молочной железы, кровоподтека в области боковой поверхности туловища слева, уровень проекции 5-го ребра по средне-подмышечной линии, кровоподтека в области брюшной стенки, уровень проекции пупка, кровоподтека в области правой кисти, кровоподтека в области левого тазобедренного сустава обширной кровопотери, которые при жизни в совокупности квалифицировались бы как причинившие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни в момент нанесения, а в данном случае привели к смерти, которая наступила 31.12.2011 в реанимационном отделении МУЗ «Бутурлиновская ЦРБ». Телесные повреждения причинены при действии тупого твердого предмета, что подтверждается обнаружением при судебно-медицинской экспертизе трупа кровоподтёков, переломами костей и их характеристикой, характером повреждения внутренних органов, характером и однотипностью выраженности кровоизлияний в мягких тканях. Характер, локализация и морфологические особенности повреждений подтверждает, что они образовались при ударе о части автомобиля при столкновении его с препятствием в ходе дорожно-транспортного происшествия (л.д. 54-63).

Согласно протоколу осмотра предметов от 24.01.2012 г., осмотрен автомобиль ВАЗ 21083 рус, имеющий множественные технические повреждения, изъятый при ОМП 29.12.2011 г. (л.д. 74-75)

Согласно протоколу осмотра предметов от 24.01.2012г. осмотрен автомобиль ВАЗ 21061 рус, имеющий множественные технические повреждения, изъятый при ОМП 29.12.2011г, а также зафиксировано, что на автомобиле установлены шины различного типов-размера (л.д. 76-77).

В выводах судебной автотехнической экспертизы указано, что место столкновения автомобилей под управлением ФИО12, и Каширского Н.В. находится на встречной полосе движения автомобиля под управлением Каширского Н.В. В данной дорожной обстановке Каширский Н.В. должен был руководствоваться п. 1.4, п.1.5 и 10.1, а также п. 5.5 приложения по допуску ТС к эксплуатации ПДД. Также на осях автомобиля ВАЗ 21061 рус были установлены летние шины трех разных типов размеров с различными рисунками протектора, вследствие чего, у разных колес автомобиля возникает различное сцепление шин с дорогой и может во время движения привести к уводу автомобиля на полосу встречного движения. (л.д. 90-95)

Органами предварительного следствия вменено в вину Каширскому Н.В. отсутствие у него при себе талона о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство.

На основании Постановления РФ от 28.03.2012 N 254 данное требование исключено из правил дорожного движения, а потому новый закон улучшает положение подсудимого. Суд исключает из обвинения пункт правил дорожного движения, касающийся отсутствия у него талона о прохождении государственного технического осмотра.

С учетом изложенного суд квалифицирует действия Каширского Н.В. по ст. 264 ч. 3 УК РФ, так как он, управляя автомобилем, совершил нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При определении вида и размера наказания подсудимому Каширскому Н.В. суд признает обстоятельствами, смягчающими ответственность – он ранее не судим, свою вину признал полностью, в содеянном раскаялся, по месту работы и по месту жительства характеризуется положительно, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, в результате ДТП сам получил вред здоровью.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Каширского Н.В., по делу не установлено.

С учетом личности Каширского Н.В. и им содеянного, суд назначает ему наказание в виде лишения свободы. В связи с тем, что Каширский Н.В. ранее не судим, совершил неосторожное преступление, относящееся к категории средней тяжести, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ суд назначает ему отбывание в колонии- поселении. В то же время, учитывая то, что Каширский Н.В. ранее не судим, имеет несовершеннолетнего ребенка, положительно характеризуется по месту работы и по месту жительства, от следствия и суда не уклонялся, не нарушал избранную в отношении него меру пресечения, имеет постоянное место жительства на территории РФ, на основании ч. 2 ст. 75-1 УИК РФ суд определяет ему следование в колонию поселения за счет государства самостоятельно.

При обсуждении вопроса применения ст. 15 ч. 6 УК РФ в отношении действий подсудимого Каширского Н.В. суд не усматривает оснований для изменения его действий на менее тяжкую категорию преступления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 296-299, 302-304, 307-310 УПК РФ, суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Каширского Н.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года с отбыванием наказания в колонии- поселении, с лишением права управлять транспортными средствами на 2 (два) года.

На основании ст. 75-1 УИК РФ определить Каширскому Н.В. следование в колонию- поселение за счет государства самостоятельно.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу осужденному Каширскому Н.В. оставить прежнюю- подписка о невыезде.

Срок отбывания наказания Каширскому Н.В. исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным частью первой настоящей статьи, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Судья                                                                              В.И. Панасенко