решение о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бутурлиновка 07 сентября 2010 г.

Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Науменко В.А.,

с участием представителя заявителя, Царук Р.А., по доверенности, Царук В.С.,

представителя Юрлицо1, по доверенности, Иванникова А.М.,

при секретаре, Соловых Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бутурлиновского районного суда Воронежской области гражданское дело по жалобе Царук Р.А. на отказ Юрлицо1 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

Заявительница обратилась в суд с жалобой на действия Юрлицо1, указав, что она, как вдова погибшего участника ВОВ, в соответствии с п/п.4 п.1 ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах», имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при условии признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Юрлицо1 № от ДД.ММ.ГГГГ заявительница была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Юрлицо1 № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление было отменено, заявительница была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявительница считает, что указанное постановление вынесено с нарушением закона, так как она проживает в квартире своей дочери по адресу: <адрес>, общая площадь которой, определенная в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37, составляет 21,1 кв.м, то есть по 10,55 кв.м на каждого проживающего, что ниже учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной в <адрес> в размере 11 кв.м.

По указанным основаниям заявительница полагает, что она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующий список граждан для обеспечения жилыми помещениями за счет федерального бюджета.

В связи с изложенным, заявительница просила признать незаконным постановление Юрлицо1 № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Юрлицо1 принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности, Царук В.С., заявленные требования поддержала, пояснив, что ее мать, Царук Р.А., является вдовой погибшего участника ВОВ, собственного жилья не имеет, проживает с ней совместно в принадлежащей ей на праве собственности части жилого дома <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из одной жилой комнаты, кухни и холодной пристройки, общая площадь по плану Юрлицо5 <данные изъяты> кв.м. В тоже время, без учета площади холодной пристройки, которая в экспликации отнесена к площади лоджий, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, то есть менее 11 кв.м на человека, в связи с чем ее мать является нуждающейся в улучшении жилищных условий. По документам ей принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, то есть условно помещение площадью <данные изъяты> кв.м, что также менее учетной нормы.

В связи с изложенными обстоятельствами заявительница просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель Юрлицо1 в судебном заседании доводы жалобы не признал, пояснив, что по заявлению Царук Р.А. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № она, как вдова погибшего (умершего) участника ВОВ, была поставлена на учет с ДД.ММ.ГГГГ в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом учитывалось, что Царук Р.А. собственного жилого помещения не имеет. В дальнейшем при рассмотрении учетного дела Царук Р.А. в Юрлицо2 было установлено, что указанное постановление вынесено ошибочно, с нарушением действующего законодательства, так как в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ Царук Р.А. проживает в жилом помещении своей дочери, Царук В.С., является членом ее семьи, поэтому считается обеспеченной жилой площадью своей дочери. Общая площадь части жилого дома, принадлежащей Царук В.С. на праве собственности, на основании данных Юрлицо5 составляет <данные изъяты> кв.м, то есть более чем 11 кв.м на проживающего, поэтому Царук Р.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.

Выслушав объяснения сторон, показания специалиста, исследовав представленные материалы, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Допрошенная в качестве специалиста ФИО2 показала, что Царук В.С. фактически принадлежит изолированная часть жилого <адрес> - помещение № общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящее из жилой комнаты, кухни, коридора и кладовой. <адрес> определена в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой в нее включены площади коридора и кладовой, не смотря на то, что это не отапливаемые помещения. В экспликации к поэтажному плану здания площади этих помещений внесены в графу «площадь лоджий» в связи с тем, что технический паспорт дома оформлялся на устаревших бланках. Указанные помещения к категории лоджий не относятся. В данном случае при определении общей площади жилого помещения не подлежит применению Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37, поскольку она противоречит ст. 15 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с копией удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, Царук Р.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Согласно копии сообщения Юрлицо3 от ДД.ММ.ГГГГ года, рядовой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести в ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п/п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Принадлежность заявительницы в указанной категории лиц, имеющей право на меры социальной поддержки, <данные изъяты> не оспаривается.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно ч.2 указанной статьи, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Копия свидетельства о рождении, из которой Царук Р.А. является матерью Царук В.С., копией договора дарения 1/5 жилого дома, справки Юрлицо5 о собственнике жилого помещения, согласно которым Царук В.С. на праве собственности принадлежит 1/5 доля индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, копией домовой книги, из которой заявительница зарегистрирована на указанной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что заявительница обеспечена жилой площадью в жилом помещении, принадлежащем ее дочери на праве собственности.

Согласно п/п. 2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.5 ст. 50 ЖК РФ, учетная норма устанавливается Юрлицо1.

Таким образом, основанием для принятия заявительницы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является необеспеченность ее жилой площадью по учетной норме площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 3 Закона Воронежской области от 9 октября 2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в <адрес> составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Аналогичная учетная норма площади жилого помещения при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в <данные изъяты>, установлена решением Юрлицо4 от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с п.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с копией домовой книги, выписки из домовой книги, копией технического паспорта домовладения № по <адрес>, Царук В.С. принадлежит изолированная часть жилого дома № <адрес> - помещение № с отдельным входом, отдельными системами тепло- и водоснабжения, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно копии справки Юрлицо5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Царук В.С. значится также собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Рассматривая настоящее гражданское дело, суд приходит к выводу, что жалоба заявительницы обусловлена ее несогласием с порядком определения общей площади жилого помещения, которым она обеспечена.

В обоснование своих требований заявительница ссылается на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37.

Указанная Инструкция не подлежит применению в данном случае, поскольку устанавливает отличных от приведенной ст. 15 ЖК РФ порядок определения общей площади жилого помещения, указывая, что при определении общей площади жилого помещения не подлежит учету площадь холодных кладовых и тамбуров.

Довод заявительницы о том, что площадь коридора и холодной кладовой в экспликации к поэтажному плану здания отнесены к площади лоджий, поэтому не должны учитываться при определении жилой площади, также не может быть признан обоснованным, поскольку, согласно представленных документов технического учета, указанные помещения к лоджиям не относятся.

Не может признаваться обоснованным и довод заявительницы о том, что данные помещения находится в аварийном состоянии, поскольку соответствующих данных для решения вопроса о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Юрлицо1 не представлялось.

Не является основанием для удовлетворения жалобы и несоответствие идеальной площади, пропорциональной доли в праве общей долевой собственности на жилой дом собственницы жилого помещения, учетной норме предоставления жилых помещений, поскольку, как следует из приведенных документов, Царук В.С. принадлежит изолированная часть жилого <адрес> - помещение № с отдельным входом, отдельными системами тепло- и водоснабжения, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Юрлицо1 (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч.4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания для отказа в принятии заявительницы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях разъяснены письмом Юрлицо2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Царук В.С.

Таким образом, постановление Юрлицо1 № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет Царук Р.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий» принято Юрлицо1 в пределах своей компетенции, в соответствии с законом, на основании документов, представленных заявительницей.

Несогласие заявительницы с данными, изложенными в документах технического учета, не свидетельствует о нарушении прав заявительницы со стороны Юрлицо1, не имеет отношения к настоящему делу, поскольку обязанность по представлению документов, подтверждающих нуждаемость в предоставлении жилого помещения, в соответствии с приведенными нормами закона возложена на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении жалобы Царук Р.А. на отказ Юрлицо1 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.А. Науменко