РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бутурлиновка 23 марта 2011 г.
Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Науменко В.А.,
с участием заявителя, Ибронова Ш.П.,
представителя государственного органа исполнительной власти, действия которого оспариваются, начальника отделения УФМС России по Воронежской области в Бутурлиновском районе, Майорова А.В.,
при секретаре, Соловых Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе Ибронова Ш.П. на действия отделения УФМС России по Воронежской области в Бутурлиновском районе,
у с т а н о в и л :
Заявитель обратился с жалобой на действия отделения УФМС России по Воронежской области в Бутурлиновском районе, указав следующее.
В 1997 году в несовершеннолетнем возрасте он переехал из Таджикистана на территорию РФ, гражданства Республики Таджикистан не приобретал, постоянно до настоящего времени проживает в с. Козловка Бутурлиновского района Воронежской области.
14 января 1998 года в ОВД Бутурлиновского района ему был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года.
<данные изъяты> заявителя после приезда в РФ приобрела гражданство РФ.
После приезда заявитель с <данные изъяты> стал проживать в приобретенном ею доме по адресу: <адрес>, где в январе 1998 года он был зарегистрирован по месту жительства.
28 марта 2001 года он был снят с регистрационного учета по указанному месту жительства в связи с осуждением по приговору Бутурлиновского районного суда, отбывал наказание в виде лишения свободы в период со 2 марта 2001 года по 1 марта 2004 года.
11 марта 2004 года он был временно, на три месяца, зарегистрирован по прежнему месту жительства.
В 2005 году он вновь был осужден по приговору Бутурлиновского районного суда и отбывал наказание в виде лишения свободы в период с 18 июля 2005 года по 11 августа 2006 года.
В марте 2008 года он обратился с заявлением о принятии его в Российское гражданство и требованием о регистрации по прежнему месту жительства, в чем ему было отказано.
В конце 2010 года, по истечении срока погашения судимости, он вновь обратился в ОУФМС для получения гражданства РФ, в связи с чем ему было разъяснено, что ему следует восстановить постоянную регистрацию по месту жительства.
Он обратился в Бутурлиновский районный суд с заявлением об установлении факта его постоянного проживания на территории РФ с 1997 года, полагая, что такое решение позволит ему получить гражданство РФ в упрощенном порядке, поскольку он изъявлял такое желание до 1 июля 2009 года.
Не смотря на то, что факт его постоянного проживания на территории был установлен решением суда, его заявление о выдаче паспорта гражданина РФ удовлетворено не было. Ему было разъяснено, что вид на жительство с последующим приобретением гражданства РФ может быть ему выдан только в том случае, если он получит разрешение на временное проживание.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель просил суд признать действия ОУФМС по отказу в регистрации по месту жительства и в принятии в российское гражданство в упрощенном порядке незаконными, обязать зарегистрировать его по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, и принять у него заявление о приеме в гражданство РФ в порядке ст. 14 ч.4 ФЗ «О гражданстве РФ».
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что неоднократно обращался в ОУФМС по поводу регистрации по месту жительства и приобретения гражданства РФ, однако до настоящего времени не зарегистрирован по месту жительства и гражданства РФ не получил. Снятие с регистрационного учета по месту жительства в 2001 году и отказ в принятии документов на гражданство в марте 2008 года он не обжаловал. В декабре 2010 года он вновь обратился по указанным вопросам, однако ему было разъяснено, что для регистрации по месту жительства и получения вида на жительство он должен сначала получить разрешение на временное проживание. Он отказался получать разрешение на временное проживания, полагая, что это требование незаконное.
Представитель отделения УФМС России по Воронежской области в Бутурлиновском районе, Майоров А.В., в судебном заседании пояснил, что жалоба Ибронова Ш.П. является необоснованной, так как он является лицом без гражданства, паспорт гражданина СССР выдавался ему в качестве удостоверения личности. В марте 2001 года Ибронов в связи с осуждением к лишению свободы на основании действовавших в то время норм Жилищного кодекса, был снят с регистрационного учета по месту жительства, в настоящее время регистрации не имеет. Поскольку вид на жительство для дальнейшего приема в гражданство РФ может быть выдан лицу, имеющему постоянную регистрацию, наличие регистрации по месту жительства обязательно. Регистрация по месту жительства лиц без гражданства осуществляется при наличии их заявления и разрешения на временное проживание. Решение об установлении факта постоянного проживания на территории РФ не является основанием для регистрации лица без гражданства по месту жительства, поскольку оно также подтверждает, что регистрация у него отсутствует. Ибронову было разъяснено, в каком порядке ему следует получить разрешение на временное проживание, выдан перечень документов, однако он получить разрешение на временное проживание отказался, необходимых документов для регистрации по месту жительства не представил, в связи с чем он не может быть зарегистрирован по месту жительства. Обращение Ибронова по вопросу о принятии в гражданство РФ в марте 2008 года не может являться основанием для приобретения им гражданства в порядке ч.4 ст. 14 Закона РФ «О гражданстве», поскольку на тот момент его заявление не подлежало рассмотрению в связи с наличием непогашенной судимости.
По изложенным основаниям представитель ОУФМС просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с копией паспорта заявителя серии №, ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан паспорт гражданина СССР, отметки о гражданстве РФ отсутствуют, 20 января 1998 года он был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, 28 марта 2001 года снят с регистрационного учета ПВС Центрального РОВД г. Воронежа.
Согласно справке посольства Республики Таджикистан № № от ДД.ММ.ГГГГ, Ибронов Ш.П. гражданином Республики Таджикистан не является.
Таким образом, паспорт гражданина СССР был выдан Ибронову Ш.П. в качестве удостоверения личности и не определяет его гражданской принадлежности, заявитель является лицом без гражданства.
Решением Бутурлиновского районного суда от 3 декабря 2010 года установлен факт постоянного проживания Ибронова Ш.П. на территории Российской Федерации с 28 марта 2001 года по день вынесения решения суда.
В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п.п. «а», «в», «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Таким образом, приобретение гражданства РФ по указанным основаниям связано законодателем с фактом регистрации лица без гражданства по месту жительства, а не с фактом его постоянного проживания на территории РФ.
Заявителем не оспаривается, что регистрация по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года у него отсутствовала, так как 28 марта 2001 года без его согласия он был снят с регистрационного учета по месту жительства ПВС Центрального РОВД г. Воронежа. Указанные действия им не обжаловались.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве», иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Таким образом, предусмотрен заявительный порядок приобретения гражданства.
Заявитель утверждает, что о своем желании приобрести гражданство РФ он заявил в марте 2008 года, то есть до 1 июля 2009 года.
Уведомлением ОУФМС № 6/446 от 25 марта 2008 года Ибронову Ш.П., являющемуся лицом без гражданства, разъяснено, что обратиться для подачи документов на принятие гражданства РФ он может после восстановления регистрации по месту жительства и погашения судимости.
Согласно п. «д» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве», отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с копиями справок об освобождении Ибронова Ш.П., он отбывал наказание в виде лишения свободы с 2 марта 2001 года по 1 марта 2004 года по приговору Бутурлиновского райсуда от 2 марта 2001 года по ст. 213 ч.2 п. «б» УК РФ и с 18 июля 2005 года по 11 августа 2006 года по приговору Бутурлиновского райсуда от 18 июля 2005 года по ст. 112 ч.2 п. «г» УК РФ.
Статьей 213 ч.2 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет, то есть, согласно ст. 15 УК РФ, это преступление относится к категории тяжких.
В соответствии со ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении шести лет после отбытия наказания.
Статьей 112 ч.2 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, то есть, согласно ст. 15 УК РФ, это преступление относится к категории преступлений средней тяжести.
В соответствии со ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания.
Судимость Ибронова Ш.П. по приговору Бутурлиновского районного суда от 2 марта 2001 года по ст. 213 ч.2 УК РФ погасилась 1 марта 2010 года, поэтому его заявление о приеме в гражданство РФ в марте 2008 года было отклонено обоснованно.
В связи с заявительным принципом приобретения гражданства заявителю следовало по устранению оснований для отклонения его заявления вновь обратиться с аналогичным заявлением, так как обязанности органа миграционного учета в инициировании процедуры принятия его в гражданство РФ после погашения судимости без его заявления не предусмотрено.
В связи с изложенным, заявление Ибронова Ш.П. в марте 2008 года о приеме в гражданство РФ не может рассматриваться как его надлежащее волеизъявление, выраженное до 1 июля 2009 года, по состоянию на время подачи им повторного заявления в феврале 2011 года.
По указанным основаниям заявитель не вправе претендовать на принятие в гражданство РФ в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве».
Согласно копии паспорта <данные изъяты> заявителя, ФИО 1 она является гражданкой РФ, с 21 октября 1997 года по 21 декабря 2007 года была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, с 10 января 2008 года – в <адрес>.
Согласно п. «а» ч.1 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве РФ», иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой ст. 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
Таким образом, заявитель может быть принят в гражданство РФ по указанному основанию.
В соответствии с п.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г. № 1325, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.
Таким образом, требование органа миграционного учета о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя при подаче заявления о приеме в гражданство РФ, является правомерным.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», постоянно или временно проживающее в Российской Федерации лицо без гражданства, обладающее правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязано в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Статьей 7 указанного Федерального закона установлена обязанность лица без гражданства при осуществлении миграционного учета представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона, при подаче лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:
а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Аналогичное требование содержится и в п. 9 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9.
При этом, согласно п. 10 указанного Положения, если не представлен какой-либо документ, предусмотренный п.9 настоящих Правил, прием заявления о регистрации не производится до представления всех необходимых документов.
Согласно заключению начальника Бутурлиновского ОУФМС от 21 декабря 2010 года, Ибронов Ш.П. поставлен на миграционный учет по месту пребывания без истребования миграционной карты до 21 марта 2011 года.
Из копии корешка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания следует, что Ибронов Ш.П. обращался по поводу регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, требований о регистрации по адресу: <адрес>, не заявлял.
В соответствии с копией перечня документов, необходимого для оформления иностранному гражданину и лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, Ибронову Ш.П. разъяснен порядок регистрации по месту жительства и необходимый перечень документов для оформления разрешения на временное проживание.
В соответствии с сообщением ОУФМС № 6/334 от 21 февраля 2011 года, Ибронову Ш.П. было разъяснено, что паспорт гражданина РФ не может быть ему выдан в связи с отсутствием у него документа, подтверждающего гражданство РФ, а также, что ему следует восстановить регистрацию по месту жительства.
Изложенными доказательствами подтверждено, что заявителю надлежащим образом разъяснен порядок его регистрации по месту жительства и приобретения гражданства РФ, заявление о приеме в гражданство отклонено обоснованно в связи с отсутствием необходимых документов, действия ОУФМС соответствуют требованиям приведенных нормативных актов и совершены в пределах компетенции Бутурлиновского ОУФМС.
По указанным основаниям суд находит жалобу Ибронова Ш.П. необоснованной, поскольку она связана с его нежеланием следовать законодательно установленной процедуре регистрации лица без гражданства по месту жительства и приема в гражданство РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 254-255, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении жалобы Ибронова Ш.П. на действия отделения УФМС России по Воронежской области в Бутурлиновском районе отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья В.А. Науменко