Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Бутурлиновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Бесова А.В.,
при секретаре Юсовой Н.В.,
с участием истца Бирюковой М.В.,
представителя ответчика – администрации Бутурлиновского городского поселения, по доверенности, Солодухина Е.П.,
третьего лица – Бирюкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бирюковой М.В. к администрации Бутурлиновского городского поселения о признании самовольной постройки соответствующей закону и об установлении факта владения за умершим на праве собственности жилым домом,
У С Т А Н О В И Л:
Бирюкова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Бутурлиновского городского поселения, утверждая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди после смерти мужа Бирюковой М.В. в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является она - жена умершего, сын - Бирюков В.В. и мать умершего - Бирюкова М.Я..
В установленный законом шестимесячный срок истица обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и представила все имеющиеся у нее документы на наследственное имущество. Однако при этом выяснилось, что оформить свои наследственные права на жилой дом она не может, так как его площадь, указанная в правоустанавливающем документе (договоре купли - продажи) не соответствует площади, указанной в техническом паспорте данного дома, составленном ДД.ММ.ГГГГ.
В своем заявлении Бирюкова М.В. поясняет, что вышеуказанный дом был приобретен ее мужем у ФИО7 по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Бутурлиновской Государственной нотариальной конторы Ланиным А.Е., зарегистрированного в реестре за №. <адрес> дома по данному договору составляла 33.3 кв. м., в том числе жилая - 20.4 кв. м.
Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в БТИ <адрес> и занесен в реестровую книгу по<адрес> - 307, инвентарное дело № 2828.
Таким образом, право собственности ФИО3 на данный жилой дом было надлежащим образом оформлено.
В 2007 году ФИО3 в связи с газификацией улицы демонтировал холодную пристройку к дому (по старому плану литер а) и на ее месте выстроил новую жилую пристройку без разрешительных документов. Согласно техническому паспорту данная жилая пристройка имеет литер А1 и площадь по внутреннему обмеру 26,5 кв. м., состоит из помещений № и №.
После окончания строительства ФИО3 документы на жилую пристройку не оформил.
Ввиду того, что при жизни ФИО3 жилая пристройка под литером А1 не была введена в эксплуатацию, его право собственности в отношении изменившегося по площади жилого дома не оформлено - все эти обстоятельства препятствуют истице в оформлении наследственных прав.
В связи с этим Бирюкова М.В. вынуждена обратиться в суд с настоящим иском, так как считает, что ее муж осуществил пристройку к жилому дому, находящемуся на земельном участке, находящемся в пользовании мужа; им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, соблюдены установленные градостроительные и строительные нормы и правила, строительство не нарушает чьи - то интересы, не создает угрозу жизни граждан. По каким – то причинам ФИО3 не оформил свое право собственности на самовольную жилую пристройку и Бирюкова М.В., как его наследница, вправе ставить вопрос о признании строительства указанной жилой пристройки соответствующим закону.
Установление факта владения ФИО3 на праве собственности жилым домом имеет для истицы юридическое значение, поскольку позволяет ей реализовать свое право на наследство.
В судебном заседании Бирюкова М.В. заявленные требования поддержала и просит суд об их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации Бутурлиновского городского поселения, по доверенности – Солодухин Е.П. в судебном заседании иск признал и полагает его подлежащим удовлетворению.
Третье лицо – Бирюков В.В. в судебном заседании не возражает против удовлетворения требований истицы.
Третье лицо – Бирюкова М.Я. в судебное заседание не явилась, в представленном в суд заявлении просит рассмотреть дело без своего участия, против заявленных требований не возражает.
Суд, выслушав истицу, с учетом признания иска ответчиком, выслушав мнение третьих лиц, исследовав материалы дела и допросив свидетелей ФИО10 и ФИО11, считает подлежащим удовлетворению заявление Бирюковой М.В. о признании строительства самовольной постройки соответствующей закону и об установлении факта владения на праве собственности жилым домом.
Свидетели ФИО10 и ФИО11 суду сообщили, что хорошо знают Бирюкову М.В. и знали умершего ФИО3 и подтвердили суду, что ФИО3 осуществил пристройку к жилому дому, проживал в указанном жилом доме постоянно и владел им на праве собственности.
Как видно из свидетельства о смерти, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Бутурлиновской Государственной нотариальной конторы Ланиным А.Е., зарегистрированного в реестре за №, жилой <адрес> был приобретен ФИО3 у ФИО7 <адрес> дома по данному договору составляла 33.3 кв. м., в том числе жилая - 20.4 кв. м.
Согласно справки БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь жилого <адрес> под литерами А, А1 инвентарный номер 2828, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 61,3 кв. м., в том числе жилая 34, 8 кв. м. Собственником жилого дома значится ФИО3. Также в данной справке есть указание на то, что общеполезная площадь изменилась за счет учета вновь выстроенной жилой пристройки.
Согласно экспертному заключению эксперта БТИ <адрес>, возведенный жилой дом не нарушает права и интересы граждан, проживающих на смежных земельных участках, а также не превышает предельные параметры разрешенного строительства, что соответствует п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Строительство жилой пристройки не противоречит строительным, санитарным и противопожарным нормам. Обследование проводилось ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации Бутурлиновского городского поселения следует, что земельный участок № по <адрес> в <адрес> находился в пользовании ФИО3.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений.
В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Суд признает достоверными показания свидетелей, а потому на основании показаний свидетелей, признании иска ответчиком, мнения третьих лиц, не возражавших против удовлетворения заявленных Бирюковой М.В. требований и в совокупности с материалами дела, считает возможным признать строительство пристройки к жилому дому № по <адрес> в <адрес> соответствующей закону и установить факт владения на праве собственности жилым домом за ФИО3 на момент смерти.
Руководствуясь ст. 222 ГК РФ, ст.ст. 194-198 и п. 6 ч.2 ст.264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать строительство жилой пристройки, состоящей из помещений № и №, общей площадью по внутреннему обмеру <данные изъяты>, к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, соответствующим закону.
Установить за ФИО3, умершим ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, факт владения на день смерти – ДД.ММ.ГГГГ жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 61.3 кв.м., в том числе жилой – 34,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в десятидневный срок через Бутурлиновский районный суд.
Судья: А.В. Бесов