о включении недвижимого имущества в наследственную массу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бутурлиновка 17 августа 2011 года

Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи Бесова А.В.,

при секретаре судебного заседания Юсовой Н.В.,

с участием истицы Камоловой Л.А.,

заинтересованных лиц Панченко Ф.А. и Ниязовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Камоловой Л.А. к администрации Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о признании пристройки соответствующей закону, об установлении факта владения недвижимым имуществом на праве собственности и включении жилого дома в состав наследства,

УСТАНОВИЛ:

Камолова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района <адрес> о признании пристройки соответствующей закону, об установлении факта владения недвижимым имуществом на праве собственности и включении жилого <адрес> в состав наследства, утверждая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж - ФИО2. Истица является наследницей первой очереди после смерти ФИО2 и приняла наследство после смерти мужа в установленном законом порядке (наследственное дело года).

Дочери истицы и ее покойного мужа — третьи лица по делу, на наследство после смерти отца не претендуют. После смерти ФИО2 открылось наследство в виде жилого <адрес> и земельного участка при доме.

Данный дом принадлежал ФИО2 на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности мужа истицы было зарегистрировано надлежащим образом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в настоящее время нотариус не может выдать истице свидетельство о праве на наследство на указанный жилой дом ввиду следующего:

По договору купли-продажи ФИО2 приобрел в собственность жилой дом площадью 33,2 кв.м (на тот момент дом состоял из двух комнат, обозначенных в техпаспорте под Литерой А).

В связи с необходимостью газифицировать дом, ФИО2 при жизни, без получения на это необходимых разрешительных документов, осуществил пристройку к дому (Литера «а»).

Земельный участок, на котором ФИО2 производил строительство дома, находился у него в собственности на основании свидетельства о гос. регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

По окончанию строительства общая площадь дома составила 55,3 кв.м. Ввиду юридической неграмотности, ФИО2 не осуществил надлежащее оформление ввода в эксплуатацию принадлежащего ему жилого дома после осуществления пристройки и тем самым не признал строительство законным в административном порядке. Кроме того, ФИО2 не осуществил регистрацию своих прав на перестроенный <адрес> общей площадью 55,3 кв.м.

Таким образом, в настоящее время истица не может представить нотариусу <адрес> необходимые документы, подтверждающие, что ее муж при жизни владел на праве собственности указанным жилым домом и в этой связи она обратилась в суд за защитой своих прав. Камоловой Л.А. необходимо в судебном порядке подтвердить тот факт, что на момент смерти ее мужу на праве собственности принадлежал вышеуказанный жилой дом. Это необходимо Камоловой Л.А. для получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство на данное недвижимое имущество

В судебном заседании Камолова Л.А. поддержала свои требования и просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия и не возражает против удовлетворения требований истицы.

Третьи лица: ФИО7 и ФИО8 не возражают против удовлетворения заявленных Камоловой Л.А. требований.

Третье лицо - ФИО9 в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело без своего участия и не возражает против удовлетворения требований истицы.

Суд, выслушав объяснения истицы, с учетом мнения ответчика и третьих лиц, допросив свидетелей ФИО4 и ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Из содержания ч. 3 ст. 222 ГК РФ следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из копии свидетельства о смерти, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельств о государственной регистрации следует, что за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилой <адрес> по ул. 1 мая в <адрес>, общей площадью 33.2 кв.м. и земельный участок, на котором расположен данный жилой дом. Из справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что общая площадь дома составляет 55.3 кв.м.

Согласно заключения БТИ <адрес>, строительство пристройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает прав третьих лиц, соответствует градостроительным нормам и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Свидетели ФИО4 и ФИО5 суду показали, что хорошо знают Камолову Л.А. и знали умершего ФИО2 и подтвердили суду, что ФИО2 осуществил пристройку к жилому дому по <адрес> и до момента своей смерти владел и распоряжался недвижимым имуществом.

В судебном заседании установлено, что при жизни у ФИО2 возникло право собственности на выстроенную пристройку к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, строительство которой соответствовало закону.

Суд признает достоверными показания свидетелей ФИО4 и ФИО5, а потому на основании их показаний и в совокупности с материалами дела, считает исковые требования Камоловой Л.А. о признании пристройки соответствующей закону, об установлении факта владения недвижимым имуществом на праве собственности и включении жилого <адрес> в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО2, подлежащими удовлетворению.

На основании ст. ст. 222, 1112 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Признать строительство пристройки (литера «а») к жилому дому по <адрес> в <адрес> соответствующим закону.

2. Установить факт владения на праве собственности ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом по <адрес> в <адрес>, общей площадью 55.3 кв.м. и включить данное недвижимое имущество в состав наследства, оставшегося после его смерти.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд в течение 10 суток.

    Судья                                           А.В. Бесов