Решение об удовлетворении (по искам к УПФ)



Дело №2-322-2011 года. копия

                     Р Е Ш Е Н И Е

         И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    ДД.ММ.ГГГГ Бутурлиновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего – судьи Ландакова Н.П.,

при секретаре Горлачевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Стешиной О.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда <данные изъяты> об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

                     У С Т А Н О В И Л:

    С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Стешина О.А.. /<данные изъяты> работает медицинской сестрой.

    ДД.ММ.ГГГГ Стешина О.А.. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда <данные изъяты> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Решением комиссии ГУ УПФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Стешиной О.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в 30 лет, указав, что такой стаж у истицы составляет всего <данные изъяты>.

    Считая решение комиссии ГУ УПФ незаконным, Стешина обратилась в суд с иском, указав при этом, что она имеет необходимый специальный трудовой стаж в 30 лет. Комиссией не правильно исключены из подсчета периоды:

    - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

    - нахождения на специализации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица указала, что ответчик периоды ее нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком должен зачесть в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год как 1 го<адрес> месяцев в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности.

Период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен зачесть в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 го<адрес> месяцев.

Кроме того, и период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения Починковской ЦРБ ответчик должен зачесть в льготном исчислении – 1 год работы как 1 го<адрес> месяца.

Так как на момент ее обращения в Пенсионный фонд специальный стаж в общем составляет 31 го<адрес> месяц 10 дней, то она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии и просит суд обязать ответчика назначить ей эту пенсию со ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Стешина свои исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить и взыскать с ответчика судебные расходы – <данные изъяты> руб. возврат госпошлины и <данные изъяты> руб. возврат гонорара адвоката за составление искового заявления.

Представители ответчика иск не признали полностью, пояснив при этом, что истице правильно не зачли в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как не предусмотренный ст.167 КЗоТ РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды нахождения на специализации не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поэтому комиссией правильно не зачла истице в специальный стаж. Время нахождения в декретном отпуске подлежит зачету в календарном порядке, но не в льготном исчислении, как того требует истица. Поэтому Стешиной на законных основаниях отказано в назначении досрочной трудовой пенсии – специальный стаж ее на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты>.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ было определено, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В период работы Стешиной в <данные изъяты> действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №464 в редакции постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №634 и от ДД.ММ.ГГГГ №953, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этого Списка врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

    Этим же постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности один год работы в сельской местности и поселке городского типа должен быть учтен как 1 го<адрес> месяца, а среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля 1 год работы в этих должностях и подразделениях должен быть зачтен как 1 го<адрес> месяцев.

    Этот перечень врачей и среднего медицинского персонала является обобщенным, в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

    В этой связи при подсчете стажа за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ на практике применяются номенклатуры /перечни/ должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения.

    Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения /приложение №3 к Приказу Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №377/ должность «медицинская сестра» относится к среднему медицинскому персоналу.

При отнесении отделений к числу хирургических применялся перечень хирургических отделений, содержащийся в п.3.3.5.1 вышеуказанного приказа, который в числе прочих предусматривал хирургическое отделение.

Применяя льготный порядок исчисления специального стажа Стешиной О.А. /1 год как 1 го<адрес> месяца/ в Починковской ЦРБ за периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты>, ответчик мотивировал свои действия тем, что Стешина в этот период не принимала участие в хирургических операциях, предоставив суду соответствующую справку.

Однако законодательством в вышеуказанный период времени не было предусмотрено обязательное участие медицинской сестры в хирургических операциях, при наличии которого применялся бы льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как 1 го<адрес> месяцев. По всем действовавшим в то время законам и нормативным актам для применения этого льготного порядка исчисления достаточно было быть средним медицинским персоналом отделений хирургического профиля. И лишь постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1066, вступившее в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что данной льготой могут пользоваться только медицинские сестры, непосредственно участвовавшие в хирургических операциях.

Поэтому суд действия ответчика по вопросу исчисления специального стажа Стешина О.А.. за период ее работы <данные изъяты> считает незаконными и определяет этот стаж из расчета 1 год как 1 го<адрес> месяцев с момента поступления на работу в эту больницу и до вступления вышеуказанного постановления Правительства РФ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, что в своей совокупности составляет:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

    - с 21 по ДД.ММ.ГГГГ Стешина О.А. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, поэтому ответчик обоснованно исключил данный период из расчета;

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = <данные изъяты>

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = <данные изъяты>

    Кроме того, в специальный стаж истице подлежит включению ее работа в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета <данные изъяты>

    В календарном исчислении подлежит включению в расчет время нахождения Стешиной в декретном отпуске – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 мес.16 дней.

    Всего же специальный стаж истицы по работе <данные изъяты> составляет <данные изъяты>/.Отказывая Стешиной во включении в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик сослался на ст.167 КЗоТ РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает данные действия ответчика не соответствующими закону.

Постановлением ЦК ФИО5 СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления СМ СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Кроме того, законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №1501-1 ст.71 Основ законодательства СССР статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Ст.167 КЗоТ РФ, действовавшая в спорный период, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.

С принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №3543-1, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях и ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 /ч.2/, 15 /ч.4/, 17 /ч.1/, 18, 19 и 55 /ч.1/ Конституции РФ, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно справки Стешина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Так как этот отпуск начался до ДД.ММ.ГГГГ, то весь период нахождения Стешиной в этом отпуску – 1 го<адрес> месяца 1 день – подлежит включению в специальный стаж работы.

Таким образом, специальный стаж для назначения досрочной пенсии у Стешиной О.А. по <данные изъяты> составляет <данные изъяты> дней.

Стешина О.А.А. работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, на момент ее обращения к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии стаж по данной больнице у нее составлял <данные изъяты> лет. При этом Стешина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала медицинской сестрой в терапевтическом отделении, поэтому за этот период при определении стажа применяется льготное исчисление 1 год как 1 го<адрес> месяца и льготный стаж истицы составляет:

<данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Стешина работает медицинской сестрой в реанимационном отделении, поэтому за этот период применяется льготное исчисление 1 год как 1 го<адрес> месяцев, что вытекает из п.2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как го и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №781:

<данные изъяты>

Ответчиком необоснованно не зачтены в специальный стаж периоды нахождения Стешиной на специализации, т.е. на курсах повышения квалификации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.112 КЗОТ РФ, действовавшей в начальный спорный период, и ст.187 ныне действующего ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы /должность/ и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

На курсы повышения квалификации истица направлялась по инициативе работодателя, на которых Стешина О.А. повышала свой профессиональный уровень, связанный с выполнением трудовых обязанностей, за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд, поэтому данный период – 1 месяц 26 дней – подлежит включению в стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истицей необоснованно предъявлено требование о зачете декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении, так как эти периоды подлежат зачету в календарном расчете.

Таким образом, на момент обращения Стешиной О.А. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ее общий специальный трудовой стаж в льготном исчислении составлял <данные изъяты>, поэтому ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости – Стешина О.А. имеет необходимого стажа <данные изъяты> лет, а потому у нее возникло право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет на момент ее обращения в Пенсионный фонд.

Обращает на себя внимание тот факт, что ответчик при решении вопроса назначения Стешиной О.А. досрочной пенсии за выслугу лет произвольно толковал законы и нормативные акты, регламентирующие порядок и основания назначения данной пенсии, что недопустимо.

Так, ответчик, отказывая Стешиной О.А. в назначении пенсии, в своем решении привел два варианта зачета и незачета периодов ее работы. При этом со ссылкой на один и тот же закон ответчик в одном случае засчитывал истице в стаж конкретные периоды работы, а во втором – не засчитывал.

Поэтому суд произвел проверку всех действий ответчика при рассмотрении заявления Стешиной О.А.

Суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы – <данные изъяты> руб. возврат госпошлины и <данные изъяты> руб. возврат гонорара адвоката за составление искового заявления, которые подтверждаются квитанциями, и что предусмотрено ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ст.ст.6,15,17,18,19,55 Конституции РФ, ст.ст.98,194-198 ГПК РФ, суд

                     Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> при решении вопроса назначения Стешиной О.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, выразившихся в невключении в специальный трудовой стаж периодов:

нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении,

нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца,

время работы в должности медицинской сестры хирургического отделения <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – 1 год как за 1 год 6 месяцев,

обязать ответчика включить эти периоды времени в специальный трудовой стаж Стешиной О.А. и назначить ей эту пенсию с момента обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда – со ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ <данные изъяты> в пользу Стешиной О.А. судебные расходы – <данные изъяты> руб. возврат госпошлины и <данные изъяты> руб. возврат гонорара адвоката за составление искового заявления, а всего взыскать <данные изъяты> руб.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Бутурлиновском районном суде ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в Судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Бутурлиновский районный суд.

Судья: