по исковому заявлению Кагарманова Карима Абдулхаковича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о влючении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-10/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2011 года с. Старосубхангулово

Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего федерального судьи Нагимова П.Г.,

с участием представителя управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасановой Г.Ф., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Валиуллиной Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кагарманова ФИО6 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

Кагарманов К.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периода его обучения на очном дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании права на досрочную пенсию, обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление ПФР в Бурзянском районе РБ с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска истец указал, что он в соответствии с п.п. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии при наличии 25-летнего стажа педагогической деятельности. В связи с этим он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотивам отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В отказе указано, что стаж педагогической деятельности по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 год 2 месяца 20 дней. При этом не засчитывают в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период его учебы на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что указанные периоды работы ответчиком исключены из необходимого стажа необоснованно. В соответствии с постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 01.10.1993 года, период обучения в педагогических учебных заведениях в дневном отделении, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, работа до ДД.ММ.ГГГГ плюс наличие не менее 2/3 необходимого стажа педагогической работы на момент подачи заявления, должны засчитываться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Исходя из вышеизложенного, считает, что период учебы на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На судебном заседании Кагарманов К.А. иск поддержал и пояснил суду, что начал он трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ учителем физкультуры в Атиковской восьмилетней школе, в июне ДД.ММ.ГГГГ года в связи с поступлением в университет уволился. Учился на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания института принят учителем физики и заместителем директора по учебно-воспитательной работе Галиакберовской восьмилетней школы. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год работал в Галиакберовской школе. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год был главой Галиакберовского сельского совета. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем Галиакберовской средней школы Бурзянского района РБ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с приложением необходимых документов. Решением УПФ в Бурзянском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии. Просить обязать ответчика назначить пенсию с момента его обращения.

Представитель управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасанова Г.Ф. иск не признала и пояснила суду, что досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста. Учитывая льготный характер указанного вида пенсий в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждение Списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организации), делегировано Правительству Российской Федерации. Кагарманов К.А. ссылается на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Однако им не учитывается тот факт, что данное Постановление не применяется при назначении пенсий с 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, в то время как постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П было установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативные акты, действовавшие на 31.12.2001 года. Следовательно применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. В связи с вышеизложенным просить в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, дав им надлежащую юридическую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 года №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Кагарманову К.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. С учетом норм Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П исчислен педагогический стаж заявителя 21 год 2 месяца 20 дней при требуемом стаже 25 лет. В педагогический стаж не засчитан период учебы по очной форме в Стерлитамакском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не предусмотрен списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 и № 781 от 29.10.2002 года.

Согласно записям в трудовой книжке Кагарманова К.А., он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности учителя физической культуры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился на физико-математическом факультете дневного отделения Стерлитамакского государственного педагогического института. Непосредственно после обучения он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял педагогическую деятельность.

Об обучении Кагарманова К.А. в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует также диплом о высшем образовании Стерлитамакского государственного педагогического института от ДД.ММ.ГГГГ серии ЖВ №.

В период учебы Кагарманова К.А. в педагогическом учебном заведении (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовал перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, где п. 2 которого предусматривалось, что в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж работы включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Период обучения Кагарманова К.А. в педагогическом учебном заведении относился к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В то же время положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и высказанные в судебном заседании представителем ГУ УПФ РФ в Бурзянском районе, суд считает необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств.

Таким образом, на момент обращения Кагарманова К.А. ДД.ММ.ГГГГ в УПФ в Бурзянском районе РБ его стаж составил 26 лет 4 дня, 2/3 этого стажа приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии.

Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд РФ ДД.ММ.ГГГГ Кагарманов К.А. выработал стаж более 25 лет, суд считает, что исковые требования Кагарманова К.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, истец Кагарманов К.А. имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением и соответствующими необходимыми документами в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе РБ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кагарманова ФИО7 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Кагарманову К.А. трудовой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода его обучения на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначить Кагарманову ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Бурзянский районный суд РБ.

Председательствующий судья: П.Г. Нагимов

Решение не вступило в законную силу в настоящее время жалоб не поступало.