по исковому заявлению Ситдикова М.З. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации



Дело № 2-108/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года с. Старосубхангулово

Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего федерального судьи Нагимовой К.П.,

с участием представителя управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Бикбулатовой О.О., по доверенности от <данные изъяты>,

при секретаре Исламовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситдикова Миннигали Зиннуровича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации,

у с т а н о в и л:

Ситдиков М.З. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании Ситдиков М.З. и его представитель Усманов Р.З. полностью поддержали уточненный иск и пояснили суду, что он в соответствии с п.п. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии при наличии 25-летнего стажа педагогической деятельности. В связи с этим он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотивам отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В отказе указано, что стаж педагогической деятельности по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 года 10 месяцев 10 дней. При этом не засчитывают в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением Пенсионного фонда о не включении указанных периодов в специальный стаж Ситдиков М.З. не согласен по следующим основаниям: частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными актами Российской нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Статьей 187 Трудового кодека Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Исходя из изложенного, считают, что периоды его нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Представитель управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Бикбулатова О.О. иск не признала и пояснила суду, что досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Учитывая льготный характер указанного вида пенсий в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. При исчислении специального трудового стажа применяются Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г., а также Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Согласно вышеуказанным Правилам в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами. Правилами включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, Правилами строго очерчен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиями труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанных Правилах не поименованы, с вытекающими отсюда последствиями в части включения курсов повышения квалификации в стаж на соответствующих работах в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 г. К таким нормативным правовым актам относятся: постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999 г., Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01.11.1999 г. Ни одним из этих нормативно-правовых актов включение в стаж на соответствующих видах работ период нахождения на курсах повышения квалификации при подсчете специального стажа не предусмотрено. Принимая во внимание вышеизложенное, считает, что решение Управления об исключении из педагогического стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 12 дней) полностью соответствует нормам действующего законодательства. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований Ситдикова М.З. отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, дав им надлежащую юридическую оценку, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Управлением Пенсионного фонда в РФ в Бурзянском районе РБ было исключено из трудового стажа, дающего право на досрочную пенсию, периоды нахождения Ситдикова М.З. на курсах повышения квалификации в период: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в указанные периоды он не осуществлял педагогическую деятельность.

Этот вывод Пенсионного фонда является необоснованным, так как прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью его трудовой деятельности.

Согласно пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. С учетом положений данной правовой нормы суд приходит к выводу о том, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы является периодом работы с сохранением за ним за этот период средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие страховые фонды, в связи с чем находит спорные периоды пребывания Ситдикова М.З. на курсах повышения квалификации с отрывом от работы общей продолжительностью 04 месяца 12 дней подлежащими включению в календарном порядке в его специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что Ситдиков М.З. в спорные периоды работал в качестве учителя, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью, что подтверждается его трудовой книжкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт того, что истец на курсы повышения квалификации направлялся в период его работы в соответствующем образовательном учреждении и в соответствующей преподавательской должности, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, ответчиком не оспаривается, указанным Списком и подтверждается трудовой книжкой истца и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бурзянским РОО Администрации МР Бурзянский район.

Таким образом, вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. На дату его обращения к ответчику на ДД.ММ.ГГГГ стаж педагогической деятельности установлен <данные изъяты>. По неучтенному стажу 4 месяца 12 дней – периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации.

При включении в специальный педагогический стаж спорных периодов в порядке, указанном истцом, специальный стаж Ситдикова М.З. по состоянию на день его обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе Республики Башкортостан, с учетом его специального стажа, не учтенного ответчиком составит <данные изъяты>.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности Ситдикова М.З. в порядке, указанном истицей, суд считает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании.

При таких обстоятельствах дела, иск Ситдикова М.З. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Ситдикова Миннигали Зиннуровича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бурзянском районе Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в установлении пенсии» в части не включения в специальный стаж Ситдикова М.З. периодов нахождения на курсах повышения квалификации незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе Республики Башкортостан зачесть Ситдикову М.З. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ, в календарном порядке периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с отрывом от работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 04 месяца 12 дней.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Бурзянский районный суд РБ.

Председательствующий судья: К.П. Нагимова

Решение вступило в законную силу 12.05.2011 года.