Дело 2-210/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2011 года с. Старосубхангулово
Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего федерального судьи Якуповой Р.С.,
с участием представителя управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасановой Г.Ф., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
истца Гумерова Сагита Галиевича и его адвоката Тляубаева Д.С., представившего удостоверение № и № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Валиуллиной Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гумерова Сагита Галиевича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии времени его службы в рядах вооруженных сил СССР и признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
Гумеров С.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж периода его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление ПФР в Бурзянском районе РБ с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска истец указал, что он в соответствии с п.п. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии при наличии 25-летнего стажа педагогической деятельности. В связи с этим он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотивам отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В отказе указано, что стаж педагогической деятельности по предъявленным для назначения документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. При этом не засчитывают в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период его службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так, до ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное постановлением Совмина СССР Положения от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», где для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Исходя из вышеизложенного, считает, что период службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Гумеров С.Г. и его адвокат Тляубаев Д.С. иск поддержали и пояснили суду, что он занимается педагогической деятельностью более 25 лет. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с приложением необходимых документов. Решением УПФ в Бурзянском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии. Просить обязать ответчика назначить пенсию с момента его обращения, так как период службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в льготный стаж.
Представитель управления Пенсионного фонда в Бурзянском районе РБ Хасанова Г.Ф. иск не признала и пояснила суду, что досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста. Учитывая льготный характер указанного вида пенсий в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждение Списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), делегировано Правительству Российской Федерации. Гумеров С.Г. ссылается на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Однако им не учитывается тот факт, что данное Постановление не применяется при назначении пенсий с 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, в то время как постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П было установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативные акты, действовавшие на 31.12.2001 года. Следовательно, применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. В связи с вышеизложенным, просить в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, дав им надлежащую юридическую оценку, суд приходит к следующему.
Факт прохождения Гумеровым С.Г. военной службы по призыву в рядах ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается военным билетом заявителя серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком.
Согласно трудовой книжке серии <данные изъяты> № Гумеров С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работал в должности учителя в <данные изъяты> восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступил на подготовительное отделение физико-математического факультета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался на очном отделении Башкирского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время занимается педагогической деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Гумерову С.Г. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” по заявлению от 14.04.2011 года № 712 по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Стаж педагогический деятельности заявителя по предъявленным для назначения документам на 14.04.2011 года <данные изъяты> при требуемом стаже 25 лет. В педагогический стаж не засчитан период службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не предусмотрен списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 и № 781 от 29.10.2002 года.
В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период военной службы истца действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанной в п. 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4).
Как установлено в судебном заседании Гумеров С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работал в должности учителя в <данные изъяты> восьмилетней школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных сил Советской Армии. Гумеров С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поступил на подготовительное отделение физико-математического факультета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался на очном отделении Башкирского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность.
Таким образом, Гумеров С.Г. до призыва в армию проработал 2 месяца учителем, после демобилизации поступил на учебу в педагогический институт и после окончания обучения продолжил педагогическую деятельность.
Период службы Гумерова С.Г. в Советской Армии (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) относится к периодам деятельности до 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Гумерова С.Г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и высказанные в судебном заседании представителем ГУ УПФ РФ в Бурзянском районе, суд считает необоснованными ввиду вышеизложенных обстоятельств.
Таким образом, на момент обращения Гумерова С.Г. ДД.ММ.ГГГГ в УПФ в Бурзянском районе РБ его стаж составил 26 лет 6 месяцев 14 дней, 2/3 этого стажа приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право для назначения досрочной трудовой пенсии.
Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд РФ ДД.ММ.ГГГГ Гумеров С.Г. выработал стаж более 25 лет, суд считает, что исковые требования Гумерова С.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, истец Гумеров С.Г. имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением и соответствующими необходимыми документами в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурзянском районе РБ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Гумерова Сагита Галиевича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии времени его службы в рядах вооруженных сил СССР и признании права на досрочную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Гумерову С.Г. трудовой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода его службы по призыву в Вооруженных силах Советского Союза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бурзянском районе РБ в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначить Гумерову Сагиту Галиевичу досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Бурзянский районный суд РБ.
Председательствующий судья: Р.С. Якупова
Решение по состоянию на 08.06.2011 год не вступило в законную силу.