Дело № 5-12/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ с. Старосубхангулово 13 октября 2011 г. Судья Бурзянского районного суда Республики Башкортостан Нагимова К.П., с участием представителя МУЗ Бурзянская ЦРБ – и.о. главного врача Фаткуллина И.Ф., при секретаре Исламовой В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ, УСТАНОВИЛ: Главным специалистом – экспертом отдела лицензирования и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гильмановой Э.А. составлен протокол об административном правонарушении б/н от ДД.ММ.ГГГГ на юридическое лицо - Муниципальное учреждение здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Министр здравоохранения Республики Башкортостан Г.А. Шебаев обратился в Бурзянский районный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - Муниципальное учреждение здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ за то, что оно при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II допустило грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные п. 5 пп. «г», «ж», «л», «м», «н» и п. 6 Постановления о лицензировании, Федеральным законом от 08 августа 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которыми устанавливаются требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и просит наложить на указанное юридическое лицо административный штраф или приостановить деятельность на срок до 90 суток. Согласно Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» были выявлены следующие нарушения: В нарушение п. 5 пп. «г» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение статьи 20 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»: - в нарушение п. 12 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» после окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и склад № № в аптеке не опечатываются (пломбируются). Согласно приказа по Учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № ответственные сотрудники провизор ФИО4, медсестра ФИО5 В соответствии с вышеуказанным пунктом Постановления Правительства РФ после окончания рабочего дня сейфы, металлические шкафы и помещения опечатываются (пломбируются) и сдаются под охрану. Не подлежат сдаче под охрану помещения, имеющие круглосуточный режим работы. - в нарушение п. 13 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» на момент проверки не представлен приказ на список лиц, имеющих право доступа в помещения, который утверждается руководителем юридического лица. Также в нарушение вышеуказанного пункта не представлен приказ руководителя о назначении ответственных лиц устанавливающий порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств по складу № лечебного корпуса. В соответствии с п. 13 ПП РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» приказом руководителя юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение наркотических средств и психотропных веществ, допущенные к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, и устанавливается порядок хранения ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств. Список лиц, имеющих право доступа в помещения, утверждается приказом руководителя юридического лица. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 год № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с п. 8, 9 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 201 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: 1) наркотические лекарственные средства - лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие наркотические средства и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; 2) психотропные лекарственные средства - лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие психотропные вещества и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Таким образом, при хранении наркотических средств и психотропных веществ применяются требования приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», а именно при проверке выявлены нарушения: - п. 10 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» в сейфах для хранения наркотических лекарственных препаратов отсутствуют стеллажные карты. - п. 11 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» отсутствует учет наркотических и психотропных лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности. - п. 12 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» отсутствует специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения наркотических и психотропных лекарственных препаратов. В нарушение п. 5 пп. «ж» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение статьи 25 и 26 Федерального закона «О В нарушение п. 5 пп. «л» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотически средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» на момент проверки в учреждении выявлены сотрудники, которые не имеют заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На момент проверки представлены заключения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ от 01 февраля 2011 г. № 2, от 29 марта 2011 года № 7, от 18 мая 2011 года № 10 о допуске сотрудников к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В представленных допусках отсутствует медсестра ФИО6 В свою очередь выявлено, что медсестра ФИО6 в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ в строке 723, 724, 725, 725 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отмечает расход промедола. Также с представленными приказами по Учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО6 является ответственной за получение, хранение, учет, отпуск наркотических средств и ответственной за помещение и хранение наркотических средств. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2009 N 1065, от 30.10.2010 N 881) не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Также в приказе по Учреждению от 24 января 2011 года № 53 «О допуске лиц работе с НС и ПВ» отсутствует допуск главного врача на сотрудника ФИО7, которая в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № состоит в комиссии по приему специальных рецептурных бланков, также отсутствует допуск на медсестру ФИО6 В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 при отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор. В нарушение п. 5 «л» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» не представлены взаимные обязательства между администрацией и сотрудниками, допущенными к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров. В нарушение п. 5 пп. «м» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» форма журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ склада № лечебного корпуса не соответствует утвержденной форме согласно ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров». В представленном журнале отсутствуют графы: - приход, в графе приход отсутствуют графы - месяц, остаток на 1 число, наименование, № приходного документа и дата, фамилия, инициалы, подпись ответственного лица, всего, всего приход с остатком; - расход, в графе расход отсутствуют графы - дата, наименование, № и дата расходного документа, всего, остаток на конец месяца, фактический остаток. Также в нарушение п. 13 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» в журналах регистрации операций допускаются исправления, подчистки и незаверенные исправления. В нарушение п. 15 ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» на момент проверки журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в помещениях хранения НС и ПВ (склад № 39 в аптеке и склад № 26 лечебного корпуса) хранятся на столах и сейфах. В соответствии с п. 15 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации. В нарушение п. 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» в журналах регистрации операций не отражаются результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ. В нарушение п. 2 приложения № 6 приказа МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» в журнале учета неиспользованных остатков НС и ПВ, сданных родственниками умерших онкологических больных отсутствует отметка о количестве уничтоженных наркотических средств и психотропных веществ. В приказе по Учреждению от 11 января 201 1 года № назначено ответственное лицо за учет неиспользованных рецептов и остатков НС и ПВ - зам. главного врача по медицинской части ФИО8, фактически журнал находится на складе № в аптеке, принимает сданные ампулы и ведет журнал ФИО5 В нарушение п. 5 пп. «н» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 9 ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» на момент проверки не представлен годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ, сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ согласно форме № 1-ИСП (годовая). Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» для устранения вышеперечисленных выявленных нарушений был предоставлен срок – до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель отдела контроля качества медицинской помощи и лицензирования Министерства здравоохранения РБ в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке. В судебном заседании представитель МУЗ Бурзянская ЦРБ – и.о. главного врача МУЗ Бурзянская ЦРБ ФИО9 пояснил, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ проверкой нарушения, были устранены в полном объеме, в указанный предписанием срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, о чем была предоставлена информация в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 2 ст. 2.1 Ко АП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока. В судебном заседании установлено, что юридическое лицо - МУЗ «Бурзянская ЦРБ» выявленные проверкой нарушения устранило в срок, указанный в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, о чем предоставило информацию в Министерство здравоохранения РБ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и в суд. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» не содержаться сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, которые могут являться значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается. Протокол содержит в себе только перечисление выявленных проверкой нарушений. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ указаны выявленные нарушения, которые также содержаться и в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по которому прекращено постановлением Бурзянского районного суда от 13.10.2011 г. за отсутствием в действиях юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» за отсутствием признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ. По смыслу закона, никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции Российской Федерации). В данном случае Министерство здравоохранения просит привлечь к административной ответственности юридическое лицо – МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ, за одни и те же выявленные нарушения, указанные как в протоколе №, так и в протоколе №, что противоречит законодательству и нарушает его права. Таким образом, суд считает необходимым прекратить производство по делу по заявлению Министра здравоохранения Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ за отсутствием в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Ко АП РФ. Оснований для привлечения юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» к административной ответственности по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ не имеется. Руководствуясь ст. 23.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Ко АП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч.3 ст.19.20 Ко АП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течении 10 дней через Бурзянский районный суд РБ. Судья: К.П. Нагимова
наркотических средствах и психотропных веществах», в нарушение приложения №15 п. 5 приказа Минздравсоцразвития от 12 февраля 2007 г. №110 «О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПИСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ» на момент проверки по Учреждению не представлен приказ о создании комиссии, которая проверяет хранение, учет, фактическое наличие и расход специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества один раз в месяц. В соответствии с п. 5 приложения 15 приказа Минздравсоцразвития от 12 февраля 2007 г. №110 постоянно действующая комиссия, создаваемая в медицинской организации, проверяет состояние хранения, учета, фактическое наличие и расход специальных рецептурных бланков на наркотическое средство и психотропное вещество один раз в месяц.