Дело № 5-11/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ с. Старосубхангулово 13 октября 2011 г. Судья Бурзянского районного суда Республики Башкортостан Нагимова К.П., с участием представителя МУЗ Бурзянская ЦРБ – и.о. главного врача Фаткуллина И.Ф., при секретаре Исламовой В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ, УСТАНОВИЛ: Главным специалистом – экспертом отдела лицензирования и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гильмановой Э.А. составлен протокол об административном правонарушении б/н от ДД.ММ.ГГГГ на юридическое лицо - Муниципальное учреждение здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Министр здравоохранения Республики Башкортостан Г.А. Шебаев обратился в Бурзянский районный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - Муниципальное учреждение здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ за то, что оно при осуществлении деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III допустило грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные п. 5 пп. «г», «ж», «л», «м», «н» и п. 6 Постановления о лицензировании, Федеральным законом от 08 августа 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которыми устанавливаются требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и просит наложить на указанное юридическое лицо административный штраф или приостановить деятельность на срок до 90 суток. Согласно Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении от 04.08.2011 г., в МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» были выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 10 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» в сейфах для хранения наркотических лекарственных препаратов отсутствуют стеллажные карты; в нарушение п. 11 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» отсутствует учет наркотических и психотропных лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности; п. 12 приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» отсутствует специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения наркотических и психотропных лекарственных препаратов; В нарушение п. 5 пп. «ж» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение статьи 25 и 26 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в нарушение приложения № п. 5 приказа Минздравсоцразвития от 12 февраля 2007 г. №110 «О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПИСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ» на момент проверки по Учреждению не представлен приказ о создании комиссии, которая проверяет хранение, учет, фактическое наличие и расход специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества один раз в месяц. В соответствии с п. 5 приложения 15 приказа Минздравсоцразвития от 12 февраля 2007 г. №110 постоянно действующая комиссия, создаваемая в медицинской организации, проверяет состояние хранения, учета, фактическое наличие и расход специальных рецептурных бланков на наркотическое средство и психотропное вещество один раз в месяц. В нарушение п. 5 пп. «л» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотически средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» на момент проверки в учреждении выявлены сотрудники, которые не имеют заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На момент проверки представлены заключения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ от 01 февраля 2011 г. № 2, от 29 марта 2011 года № 7, от 18 мая 2011 года № 10 о допуске сотрудников к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В представленных допусках отсутствует медсестра ФИО4 В свою очередь выявлено, что медсестра ФИО13. в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ в строке 723, 724, 725, 725 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отмечает расход промедола. Также с представленными приказами по Учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО4 является ответственной за получение, хранение, учет, отпуск наркотических средств и ответственное за помещение и хранение наркотических средств. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2009 N 1065, от 30.10.2010 N 881) не допускаются к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, лица, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные соответственно абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Также в приказе по Учреждению от 24 января 2011 года № 53 «О допуске лиц работе с НС и ПВ» отсутствует допуск главного врача на сотрудника ФИО5, которая в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № состоит в комиссии по приему специальных рецептурных бланков, также отсутствует допуск на медсестру ФИО4 В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 при отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор. В нарушение п. 5 «л» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» не представлены взаимные обязательства между администрацией и сотрудниками, допущенными к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров. В нарушение п. 5 пп. «м» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» форма журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ склада № лечебного корпуса не соответствует утвержденной форме согласно ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров». В представленном журнале отсутствуют графы: - приход, в графе приход отсутствуют графы - месяц, остаток на 1 число, наименование, № приходного документа и дата, фамилия, инициалы, подпись ответственного лица, всего, всего приход с остатком; - расход, в графе расход отсутствуют графы - дата, наименование, № и дата расходного документа, всего, остаток на конец месяца, фактический остаток. Также в нарушение п. 13 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» в журналах регистрации операций допускаются исправления, подчистки и незаверенные исправления. В нарушение п. 15 ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» на момент проверки журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в помещениях хранения НС и ПВ (склад № № в аптеке и склад № № лечебного корпуса) хранятся на столах и сейфах. В соответствии с п. 15 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации. В нарушение п. 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» в журналах регистрации операций не отражаются результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ. В нарушение п. 18 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» на момент проверки не представлен журнал регистрации операций, связанных с оборотом психотропных веществ за 2007 год на Оксибутират натрия, который был изъят УФСКН в связи с истекшим сроком. В соответствии с п. 18 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица. В нарушение п. 2 приложения №. 6 приказа МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» в журнале учета неиспользованных остатков НС и ПВ, сданных родственниками умерших онкологических больных отсутствует отметка о количестве уничтоженных наркотических средств и психотропных веществ. В приказе по Учреждению от ДД.ММ.ГГГГ № назначено ответственное лицо за учет неиспользованных рецептов и остатков НС и ПВ - зам. главного врача по медицинской части ФИО6, фактически журнал находится на складе № в аптеке, принимает сданные ампулы и ведет журнал ФИО7 В нарушение п. 5 пп. «н» Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в нарушение п. 9 ПП РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ и регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ и их прекурсоров» на момент проверки не представлен годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ, сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ согласно форме №-ИСП (годовая), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ об административных правонарушениях. Согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» для устранения вышеперечисленных выявленных нарушений был предоставлен срок – до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель отдела контроля качества медицинской помощи и лицензирования Министерства здравоохранения РБ в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке. В судебном заседании представитель МУЗ Бурзянская ЦРБ – и.о. главного врача МУЗ Бурзянская ЦРБ Фаткуллин И.Ф. пояснил, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ проверкой нарушения, были устранены в полном объеме, в указанный предписанием срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, о чем была предоставлена информация в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МУЗ «Бурзянская центральная районная больница» не содержаться сведения о возможности наступления перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, которые могут являться значимыми для разрешения дела об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается. Протокол содержит в себе только перечисление выявленных проверкой нарушений. Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока. В судебном заседании установлено, что юридическое лицо - МУЗ «Бурзянская ЦРБ» выявленные проверкой нарушения устранило в срок, указанный в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, о чем предоставило информацию в Министерство здравоохранения РБ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и в суд, т.е. угрозы жизни или здоровью людей выявленными нарушениями на момент окончания срока предписания – ДД.ММ.ГГГГ, не имелось. Заявление также не содержит сведения о том, какие именно нарушения создают угрозу жизни или здоровью Таким образом, суд считает необходимым прекратить производство по делу по заявлению Министра здравоохранения Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ за отсутствием в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Ко АП РФ. Оснований для привлечения юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» к административной ответственности по ч. 3 ст.19.20 Ко АП РФ не имеется. Руководствуясь ст. 23.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Ко АП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального учреждения здравоохранения «Бурзянская центральная районная больница» по ч.3 ст.19.20 Ко АП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Ко АП РФ. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течении 10 дней через Бурзянский районный суд РБ. Судья: К.П. Нагимова