По жалобе на постановление по ст. 8.2 КоАП РФ.



Дело № 12-11/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2010 года с. Старосубхангулово

Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего федерального судьи Нагимова П.Г.,

с участием главы администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаева А.Х.,

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – Ишкинина Г.Ф., по доверенности от Дата обезличена года,

заместителя председателя ... территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Ибрагимова А.Ф., по доверенности от Дата обезличена года,

при секретаре Исламовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаева А.Х. на постановление главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена года Номер обезличен о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена года глава администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаев А.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением глава администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаев А.Х. обратился в районный суд с жалобой мотивируя тем, что постановлением Номер обезличен от Дата обезличена года главного государственного инспектора на подведомственной территории РБ, председателем ... ТК Пенкиной И.А. он привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. С постановлением по делу об административном правонарушении и привлечением его к административной ответственности он не согласен по следующим основаниям.

Комиссией при Администрации СП ... сельсовет установлено, что отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продуктовыми товарами, промышленными товарами и др. Отходы от жилищ представляет собой отходы растениеводства, переработки овощей и фруктов, отходы от убоя животных и птиц, древесные отходы, которые в соответствии с приказом МПР РФ № 786 от 02.12.2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» относятся к отходам 5 класса опасности. Приказом МПР РФ № 785 от 02.12.2002 года и ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ паспорт опасных отходов необходим только для отходов 1-4 класса отходов.

Таким образом, деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 5 класса опасности, если они не являются токсичными, взрывоопасными, пожароопасными, не обладают высокой реакционной способностью и не содержать возбудителей инфекционных болезней, не подлежать лицензированию.

Пункт 4.6 ГОСТ Р 51769-2001 закрепляет, что лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которой юридическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не уполномочен заниматься предпринимательской деятельностью для извлечения прибыли.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых и мусора. То есть объект размещения ТБО Администрацией СП ... сельсовет не вноситься в государственный реестр объектов размещения. Под объектами размещения отходов в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При этом само размещение отходов трактуется как хранение и захоронение отходов.

И.о. главного государственного инспектора Ибрагимовым А.Ф. также был нарушен процессуальный порядок. Закон требует составить протокол осмотра немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Этого сделано не было.

Также предписанием Номер обезличен ИА от Дата обезличена года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды выдано предписание администрации СП ... сельсовет и дан срок для выполнения предписания, которые еще не истекли, а уже Дата обезличена года выноситься постановление о назначении административного наказания.

На судебном заседании глава администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаев А.Х. полностью поддержал свою жалобу и дал пояснения, аналогичные изложенному в жалобе. Просить суд отменить постановление главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена года за Номер обезличен.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Ишкинин Г.Ф. полностью поддержал жалобу Азикаева А.Х. и пояснил суду, что акт по факту выявленных нарушений не был составлен незамедлительно, а также не истекли сроки, указанные в предписании для устранения выявленных правонарушений. В связи с вышеизложенным просит жалобу удовлетворить.

В свою очередь заместитель председателя ... территориального комитета Минэкологии РБ Ибрагимов А.Ф. жалобу не признал и пояснил суду, что Дата обезличена года им была проведена плановая выездная проверка хозяйственной и природоохранной деятельности администрации СП ... сельсовет. При провеки присутствовал глава администрации Азикаев А.Х. В ходе проверки установлено, что администрацией СП ... сельсовет в населенных пунктах организован периодический сбор и вывоз ТБО от населения на имеющуюся свалку в ... своими силами без привлечения сторонних организаций для осуществления этой деятельности, т.е. администрация СП самостоятельно осуществляет обращение с отходами производства и потребления. При этом нарушаются требования действующего законодательства. По результатам проверки составлены соответствующие документы, с учетом норм процессуального права. Просит суд в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, дав им надлежащую юридическую оценку суд приходит к следующему.

По результатам проверки заместителем председателя ... ТК Минэкологии РБ Ибрагимовым А.Ф. на основании акта проверки от Дата обезличена года было выдано предписание Номер обезличен ИА от Дата обезличена года об устранении нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, где определены сроки устранения выявленных нарушений. При составлении данного предписания присутствовал Азикаев А.Х. и расписался об ознакомлении и в получении данного предписания. В акте проверки от Дата обезличена и в протоколе об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен зафиксировано, в том числе, нарушение СП ... сельсовет МР Бурзянский район РБ экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами производства и отсутствие проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления.

Постановлением главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена года глава администрации сельского поселения ... сельский совет Азикаев А.Х. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации и так далее.

Статьей 12 вышеназванного Федерального закона установлены требования к объектам размещения отходов.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из содержания акта проверки от Дата обезличена года и протокола об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен, а также из жалобы на постановление от Дата обезличена года Номер обезличен следует, что сельским поселением ... сельсовет не опровергается факт существования отходов, факт отсутствия правоустановливающих документов на земельный участок, используемый под ТБО, паспорта на образующиеся опасные отходы. Материалами административной проверки также установлено отсутствие вышеуказанной документации. Тем самым СП ... сельсовет МР Бурзянский район РБ допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 2, п. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также приказа МПР РФ Номер обезличен от Дата обезличена года юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы 1-4 классов опасности должен быть составлен паспорт. На момент проверки администрацией СП ... сельсовет не подтвержден класс опасности образующихся отходов, не были представлены паспорта на отходы 4 класса опасности, не представлены данные документы и на судебное заседание. Класс опасности определен администрацией по квалификационному каталогу отходов. Комиссия при администрации СП ... сельсовет не имеет полномочий по квалификации образующихся на территории администрации отходов и присвоения им классов опасности, согласно приказа МПР РФ Номер обезличен от Дата обезличена года «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов классу опасности для окружающей природной среды». В связи с этим доводы заявителя о том, что в их территории образуются отходы 5 класса опасности, в надлежащем порядке не установлена и не доказана.

Таким образом, главным государственным инспектором правильно квалифицировано административное правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдений соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Факт несоблюдения СП ... сельсовет МР Бурзянский район РБ экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления зафиксирован материалами административной проверки. По факту выявленных нарушений глава СП ... сельсовет Азикаев А.Х. возражений не заявлял.

Таким образом, у СП ... сельсовет имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ими не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлены. Доводы заявителя Азикаева А.Х. о том, что он привлечен к административной ответственности, несмотря на то, что не истекли сроки указанные в предписании для устранения выявленных нарушений суд считает не состоятельным в виду того, что он привлечен к административной ответственности за выявленные нарушения в момент проверки Дата обезличена года. Доводы о том, что протокол об административном правонарушении Номер обезличенА от Дата обезличена года не был составлен незамедлительно, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления служить не может и не влияет на законность оспариваемого постановления, так как при составлении протокола главе СП ... сельсовет Азикаеву А.Х были разъяснены его права, время и дата рассмотрения данного дела, Азикаев А.Х. ознакомился с данным протоколом, получил копию, никаких возражений с его стороны не поступало.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что порядок привлечения главы администрации СП ... сельсовет МР Бурзянский район РБ Азикаева А.Х. к административной ответственности процессуальный порядок соблюден, срок давности привлечения лица к административной ответственности на момент вынесения постановления от Дата обезличена года Номер обезличен не истек. Кроме того, на судебном заседании заявитель Азикаев А.Х. подтвердил факт наличия выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, жалоба главы администрации сельского поселения Иргизлинский сельский совет Азикаева А.Х. на постановление главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена года Номер обезличен о привлечении к административной ответственности не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ч. 1 п. 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, суд

р е ш и л:

Постановление главного государственного инспектора на подведомственной территории в РБ Пенкиной И.А. от Дата обезличена Номер обезличен по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации СП ... сельсовет МР Бурзянский район РБ Азикаева А.Х. по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Бурзянский районный суд РБ.

Председательствующий судья: подпись П.Г. Нагимов

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 7 мая 2010 года.

Председатель Бурзянского районного суда РБ: Р.М. Абдуллин