Дело №2-13/2012



Дело № 2-13/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года с. Бурла

Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко В.А.,

при секретаре Глауб Л.В.,

с участием помощника прокурора Бурлинского района Прудниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурлинского района в интересах Кабалиной Натальи ФИО12 к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Бурлинского района Алтайского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бурлинского района в интересах Кабалиной Н.В. обратился с исковым заявлением в суд к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Бурлинского района Алтайского края о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований прокурор Бурлинского района указал на то, что Кабалина Н.В. относится к числу лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закрепленного жилья она не имеет, поэтому Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязано предоставить жилое помещение Кабалиной Н.В. по договору социального найма не менее 42 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Бурлинског района Прудникова уточнила исковые требования, в связи с тем что Кабалина Н.В. имеет состав семьи из трех человек просила суд обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить жилое помещение Кабалиной Н.В. по договору социального найма не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена ее семьи, общей площадью не менее 54 кв.м.

Истец Кабалина Н.В. надлежащим образом извещенная в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрация Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса

Представитель ответчика администрации Бурлинского района по доверенности ФИО8 исковые требования не признал, считает надлежащим ответчиком по делу, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Выслушав помощника прокурора Бурлинского района, представителя ответчика администрации Бурлинского района исследовав материалы, суд приходит к следующему:

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ была учреждена опека так как мать несовершеннолетней, ФИО9 была лишена родительских прав, а отец ФИО10 умер.

Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с переездом в <адрес> Кабалина Н.В. была снята с учета в <адрес> и поставлена учет на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ в администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> на внеочередное получение жилья.

Федеральный закон от 21.12.2006г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Кабалина Н.В. имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу положений ст.57 ЖК вне очереди жилы помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончания пребывания в образовательном учреждении и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 6 статьи 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

То обстоятельство, что истец с 2009 года состоит на очереди на получение жилья, не свидетельствует о том, что у муниципального органа возникла обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в настоящее время.

Спор возник в настоящее время и при длящихся правоотношениях подлежит применению закон, действующий на момент возникновения спора.

Согласно положениям ст.6 ЖК Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Поскольку вопрос о предоставлении жилого помещения до настоящего времени не разрешен, то и подлежат применению нормы права, действующие на момент разрешения спора и регулирующие отношения по предоставлению жилого помещения.

В силу положений ст.57 ЖК Российской Федерации (аналогичное положение содержалось в ст. ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:

1) по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка;

2) по выплате заработной платы приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

4) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Таким образом, государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.

В связи с чем администрация Бурлинского района не является надлежащим ответчиком по делу.

Статьей 4 указанного выше Закона прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти.

Что касается такого способа защиты нарушенного права – как предоставление субсидии, то истец не подпадает под ту категорию детей-сирот, которым может быть предоставлена эта субсидия в соответствии с Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года №8. Кроме того, такие требования истцом не заявлены.

12 декабря 2006 года принят Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края».

В соответствии с указанным Законом государственный жилищный фонд Алтайского края (далее - жилищный фонд Алтайского края) - совокупность жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (далее - жилые помещения), принадлежащих на праве собственности Алтайскому краю, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий или в оперативном управлении краевых государственных учреждений, независимо от места их расположения.

На основании ст.5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.4 данного Закона органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст.6 указанного Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

Таким образом, указанными нормативными актами установлен порядок предоставления жилых помещений в Алтайском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Уполномоченный орган в Алтайском крае определен и им является Управление Алтайского края жилищно-коммунального хозяйства.

Поскольку уполномоченным органом является Управление жилищно-коммунального хозяйства, то соответственно на него и подлежит возложению обязанность по предоставлению жилья истцу.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма для семьи состоящей из трех человек (далее - норма предоставления) устанавливается в размере 18 квадратных метра на одного члена семьи.

Согласно свидетельств о рождении Кабалина Н.В. <данные изъяты>

Судом определяется разумный срок для исполнения обязанности.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что требования прокурора Бурлинского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурлинского района удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Кабалиной ФИО13 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 54 кв.м. в соответствии с нормой предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма вне очереди в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Бурлинский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Бурлинского районного суда

Алтайского края В.А.Ващенко

Копия верна В.А.Ващенко