о признании недействуюшим решения поселкового совета



Дело № 2 -98/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

12 апреля 2010 года п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шевчик Л.В.,

при секретаре Ивачевой Е.В.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А.,

заявителя Черняк О.Н., представителя ответчика - Новобурейского поселкового совета народных депутатов и заинтересованного лица - администрации посёлка Новобурейский, действующего на основании доверенностей Недзельского Е.В., представителя заинтересованного лица - ООО «Жилсервис» Панченко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черняк Ольги Николаевны, в порядке ст.251 ГПК РФ к Новобурейскому поселковому Совету народных депутатов о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Черняк О.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ.

В своем заявлении Черняк О.Н. указала, что решением Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» нарушены её жилищные права, её права как потребителя коммунальных услуг, имущественные права, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, а именно:

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно ст.4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан предать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ст.29 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответственного уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторения выполненной работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) и иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Заявитель оплачивает услуги по отоплению круглогодично, в связи с чем считает, что нарушаются её права, поскольку летом она не получает услуги по отоплению и не может судить о качестве предоставляемой услуги.

Ранее Советом народных депутатов принято решение № 37/180 от 29.10.2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский», которым утвержден норматив отопления для населения на 1 квадратный метр (в расчёте на 12 месяцев) 0,027 Гкал/кв.метр.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принято ещё в мае 2006 года, однако до 2010 года почему-то не было необходимости пересматривать нормативы потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Советом народных депутатов при принятии решения не были учтены следующие конструктивные и технические параметры жилых домов, а именно материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, наличие и износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

В период с 2007 года по 2010 год конструктивные и технические параметры, степень благоустройства жилого дома заявителя, а также других жилых домов и климатические условия существенно не изменились.

В соответствии со ст.2 п.16 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» доступность приобретения товаров и услуг организацией коммунального комплекса - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учётом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В связи с увеличением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению существенно возросла квартплата, которую заявительница должна оплачивать, так в декабре 2009 года квартплата составляла - 4474 рубля 27 копеек, а в январе 2010 года - 8331 рубль 80 копеек, в феврале 2010 года - 12613 рублей 97 копеек (в связи с увеличением норматива на отопление).

Таким образом, считает, что принятие решения Новобурейским поселковым советом народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» лишило её права на доступное жильё в части оплаты коммунальных услуг, поскольку совокупный доход её семьи составляет около 29300 рублей ежемесячно. В связи с чем, за минусом расходов на коммунальные услуги ей с супругом остаётся около 16000 рублей. В настоящее время она не работает и не имеет собственного дохода.

Просит в соответствии со ст.251 ГПК РФ, признать недействующим Решение Бурейского поселкового совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» со дня его принятия в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ.

В судебном заседании заявитель Черняк О.Н. заявление поддержала, суду пояснила, что считает Решение Бурейского поселкового совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда», вынесено с нарушениями закона, поскольку противоречит Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ.

Представитель ответчика, по доверенности, Недзельский Е.В., заявленные требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов №19/76 от 21.01.2010г. «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» принято правомерно в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации». Действительно в газете «Новобурейские вести» было опубликовано данное решение в соответствии с законодательством. Данное решение вступило в законную силу с 01 февраля 2010 года. Основанием для принятия данного решения явилось письмо генерального директора ООО «Жилсервис» Ткаченко О.А., которое носило информационный характер. Директор ООО «Жилсервис» Ткаченко О.А. обратилась к Главе МУ рабочего поселка Новобурейский Бурейского района С.А. Закирничному, с тем, что норматив отопления существующий в п.Новобурейский в размере 0,027 Гкал/кв.м/мес. является заниженным, и генерирующая компания несет убытки в размере 1200 000 рублей ежемесячно. Просила ходатайствовать перед поселковым советом народных депутатов о приведении норматива на отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 2006 года. В противном случае они будут вынуждены обратиться в суд о взыскании с бюджета муниципального образования убытков, понесенных в связи с принятием незаконного нормативно-правового акта. После этого Глава МУ рабочего поселка Новобурейский Бурейского района Закирничный С.А. вышел с устным предложением о пересмотре нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда в Совет народных депутатов, поскольку от управляющей компании ООО «Жилсервис» зависит прохождение отопительного сезона. Обязали ООО «Жилсервис» обосновать свою позицию. ООО «Жилсервис» им были предоставлены расчеты, которые были вынесены на обсуждение депутатов Новобурейского поселкового Совета народных депутатов. Глава МУ рабочего поселка Новобурейский имеет полномочия выйти с предложением о пересмотре нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда. Ранее установленные нормативы потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда с 2008 года не учитывали особенности, такие как износ жилья, крыша, этажность и др. Депутаты, обсудив, согласились, что норматив не может быть одинаков для всех жильцов, необходимо разработать новый норматив. Считает, что ссылка заявителя на п.16 ч.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», что доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, не служит доводом.

Нормативы потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда в 2008 года принимались без учета Постановления Правительства РФ №306 от 2006 года и не могут применяться одинаково для всех жителей. Процедура принятия решения Новобурейским поселковым Советом народных депутатов №19/76 от 21.01.2010г. соблюдена, в Совете имеется комиссия по экономике, все работники на экономических должностях, исключительно компетентные работники, все обсуждалось в контакте с администрацией поселка Новобурейский и ООО «Жилсервис». Процедура выдержана. Считает, что в заявленных требованиях Черняк О.Н. следует отказать, поскольку решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов №19/76 от 21.01.2010г. «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» принято правомерно, для принятия данного решения послужило приведение в соответствие Постановление Правительства РФ №306 от 2006 года и устойчивое прохождение отопительного сезона.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Жилсервис» Панченко И.А. заявленные требования не поддержал, пояснил, что, решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов №19/76 от 21.01.2010г. «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» принято правомерно в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С доводом заявителя Черняк О.Н. о том, что до 2010 г. не было необходимости пересматривать нормативы потребления коммунальных услуг, к тому же не прошло три года для утверждения нового тарифа, не согласен по следующим основаниям: п.13 Постановления Правительства РФ № 306 от 2006 года четко гласит, что «основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов». Исходя из данного пункта, сравнивая утвержденный ранее действующий тариф 0,0027 Гкал/кв.м. в месяц и расчетное значение норматива 0,045; 0,0385; 0,033; 0,0261 Гкал/кв.м. в месяц, видно изменение более чем на 5 процентов.

В виду того, что при установлении первоначального норматива такие особенности, как этажность зданий и год их постройки не учитывались, считает, что у Новобурейского Совета народных депутатов имелись все основания для принятия новых нормативов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 2006 года произвести установление новых нормативов на потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда.

По поводу того, почему не учитывались такие параметры как стены, окна, крыша и т.д. пояснил, что в виду того, что при расчете нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда не применялся метод аналогов либо экспертный метод, поскольку эти методы подразумевают приборы учета в аналогичных домах либо переносные технические приборы, которыми можно периодически проводить данные замеры потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда.

Согласно п.36 для определения нормативов потребления коммунальных услуг используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием коллективных приборов учета, а также данные выборочных замеров в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства. Данных приборов в п.Новобурейский не установлено, поэтому расчеты были произведены путем расчетного метода согласно гл.6 Постановления Правительства РФ №306 от 2006 года. Подробнее по данной главе пояснил, что п.44 Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам. Эти формулы приобщены к материалам дела. Арифметические расчеты соответствуют данным формулам.

Согласно п. 45 данного постановления «Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.

В данном случае применяются СНиП 1999 года, в них отражено, что при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта. Ближайший населенный пункт к п.Новобурейский - это г.Завитинск, в виду того, что в СНИП не указаны п.Бурея или п.Новобурейский. Исходя из данных параметров и расчетов по формуле интересует продолжительность отопительного периода. Формула расчета складывается из трех формул.

Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ № 306 от 2006 года «Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов».

В п.14 данного постановления подробно расписано, как определить количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год). Это, например, магазин, который не относится к жилым помещениям. Выводится общая температура за дом и от нее минусуется температура магазина количества потребляемого тепла. Как выводится q (максимальное) описано в п.15 Постановления Правительства № 306 «Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов…», но поскольку у них нет проектных данных, следовательно, «В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле…», которая предусмотрена таблицей №7 л.д.49), в которой данный коэффициент делится по двум параметрам: многоквартирные дома или жилые дома до 1999 года или многоквартирные дома или жилые дома после 1999 года постройки. Делятся также по вертикали в зависимости от этажности дома. При расчете данного норматива применено данная дифференциация, как по году постройки, так и по этажности домов, где применяется разный раздельный коэффициент. В виду того, что у них нет проектных данных и паспортов БТИ, часовая нагрузка не определяется, она просто не проставляется.

Считает, что решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов №19/76 от 21.01.2010г. «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» принято правомерно.

Заслушав стороны, заключение прокурора об обоснованности требований заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования Черняк О.Н. о признании недействующим Решения Бурейского поселкового совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010г. «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда со дня его принятия, обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этот акта противоречащим закону полностью или в части.

Гражданка Черняк О.Н. вправе была обратиться в суд с настоящим заявлением, поскольку полагает, что оспариваемым решением затрагиваются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

Так, ст.18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей ( с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Черняк О.Н. указала на ст.ст.1,4, 29 указанного Закона, полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются ее права потребителей.

Ч.1 п.1,7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающих доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

Статья 157 Жилищного Кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления ( в субъектах Российской Федерации-городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге-органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Новобурейским поселковым Советом народных депутатов в соответствии с п.8 раздела 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года на основании ранее принято решение № 37/180 от 29 октября 2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий поселок Новобурейский», которым утвержден норматив отопления для населения на 1 кв.м. ( в расчете на 12 месяцев) 0,027 Гкал/кв.м.

21 января 2010 года Новобурейским поселковым Советом народных депутатов принято решение № 19/76 от 21 января 2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда», которое оспаривается гражданкой Черняк О.Н..

Заявитель пояснила, что в связи с необоснованным увеличением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению существенно возросла квартплата, которую она должна оплачивать, так в декабре 2009 года квартплата составляла 4474 руб.27 копеек, в январе 2010 года-8331 руб.80 копеек, в феврале 2010 г.-12613 руб.97 копеек ( в связи с увеличением нормативов на отопление), что вызвало ее обращение в суд с целью проверки законности принятого решения.

При рассмотрении судом данного дела о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются : издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в газете «Новобурейские вести» №1 от 28 января 20010 года.

Представительный орган- Новобурейский поселковый Совет народных депутатов, принявший оспариваемый нормативные правовой акт в соответствии со ст.33 Устава Муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской правомочен на его принятие.

Согласно протокола сессии Новобурейского поселкового Совета народных депутатов №19 от 21 января 2010 года на сессии присутствовали депутаты в количестве 7 человек. Совет в данном составе правомочен был принимать решения.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послужившим основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Исходя из этого, обязанность доказать принятие оспариваемого акта и нарушение им прав и интересов граждан, организаций и т.д. возлагается на заявителя. Орган, принявший нормативный правовой акт, должен доказать свою правомочность на его принятие и соответствие нормативно-правового акта законодательству.

Согласно п.7 названного Постановления заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ.

Согласно п.17 названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом установлено, что не соблюдены существенные положения нормативного правового акта, регулирующие порядок принятия актов данного вида. При этом положения нормативного правового акта, регламентирующие порядок принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Так, в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131 -ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ( с изменениями и дополнениями) предусматривает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N2 к настоящим Правилам (исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление).

При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N2 к настоящим Правилам (исходя из общего количества энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией).

Порядок установления и изменения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N306 Пунктом 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением от 23 мая 2006 года N306(далее - Правила ) определён срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трёх лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно пункту 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объём (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

В соответствии с пунктом 8 Правил, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта явилось письмо генерального директора ООО «Жилсервис» Ткаченко О.А. к Главе МУ рабочего поселка Новобурейский Бурейского района С.А. Закирничному, о том, что норматив отопления существующий в п.Новобурейский в размере 0,027 Гкал/кв.м/мес. является заниженным, и генерирующая компания несет убытки в размере 1200 000 рублей ежемесячно.

Согласно п.12 ч.1 ст.44 Устава муниципального образования рабочего поселка (поселок городского типа) Новобурейский Бурейского района Амурской области, в редакции сессии Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 05 февраля 2010 года № 20/81, глава поселка Новобурейский обладает правом внесения в Новобурейский поселковый Совет народных депутатов проектов нормативных правовых актов.

Таким образом, глава поселка Новобурейский Закирничный С.А. вправе был обратиться в Новобурейский поселковый Совет с внесением проекта решения «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда».

Судом также установлено, что нормативы потребления, которые генеральный директор ООО «Жилсервис» - ресурсоснабжающей организации посчитал заниженными, были установлены решением Новобурейским поселковым Советом народных депутатов №27/180 от 09 октября 2007 года, которое вступило в законную силу с 01 января 2008 года.

Данный нормативный акт в предусмотренном законом порядке недействительным не признан и не отменён, утратил силу в связи с принятием Решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 21.01.2010 года № 19/76.

Доказательства того, что нормативы отопления, установленные Решением №27/180 от 09 октября 2007 года занижены, в связи с чем генерирующая компания ООО «Жилсервис» несла убытки в размере 1 200 000 рублей в месяц, суду предоставлены не были.

Каких-либо доказательств и экономического обоснования, подтверждающего, что ООО «Жилсервис» несет убытки в связи с тем, что ранее утвержденные нормативы занижены, суду не представлено.

Представитель заинтересовнаного лица сравнивает утвержденный ранее действующий норматив 0,0027 Гкал/кв.м. в месяц и расчетное значение норматива 0,045; 0,0385; 0,033; 0,0261 Гкал/кв.м. в месяц, приведенное в расчете Изместьевой С.Ю., из которого, по его мнению, видно изменение объема потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме более чем на 5 процентов.

С данным доводом суд не может согласиться, поскольку в судебном заседании установлено, что изменений конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов в п.Новобурейский не произошло, также как не изменился объём (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирных или жилых домах, обоснования расчетного значения выведенных нормативов 0,045; 0,0385; 0,033; 0,0261 Гкал/кв.м. в месяц не приведено, то есть оснований для изменений нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренных п.13 Правил № 306 от 23.05.2006 года, судом не установлено.

Представленный депутатам на сессию и в судебное заседание расчет не показывает, что имелись основания для пересмотра и изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в частности для увеличения ранее действующих нормативов на отопление.

В расчете, предоставленном ООО «Жилсервис» на обсуждение депутатов, отсутствует анализ и причины, которые бы подтвердили, что ООО «Жилсервис» несет убытки из-за нормативов, утвержденных решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 29 октября 2007 года № 37/180.

Довод представителя заинтересованного лица и представителя ответчика, что при установлении первоначального норматива такие особенности, как этажность зданий и год их постройки не учитывались, поэтому у Новобурейского Совета народных депутатов имелись все основания для принятия новых нормативов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 2006 года произвести установление новых нормативов на потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда, суд не находит заслуживающими внимание, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что ранее принятые нормативы являются заниженными именно из-за того, что приняты без учета указанных особенностей.

Кроме того, одним из доказательств того, что глава поселка Новобурейский Закирничный С.А. не представил депутатам поселкового Совета обоснования проекта нормативного правового акта, является решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов от 26 марта 2010 года № 22/84 «О приостановлении действия решения от 21 января 2010 года № 19/76 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда». Из содержания указанного решения следует, что временно, с 1 апреля 2010 года до утверждения заключения результатов независимой экспертизы расчетов нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда, приостановить действие оспариваемого решения. На Администрацию поселка Новобурейский возложена обязанность провести независимую экспертизу расчетов нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда.

На момент приостановления действия решения № 19/76 до утверждения заключения независимой экспертизы на территории муниципального образования рп Новобурейский действителен норматив потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда 0,027 Гкал/квм, утвержденный решением от 29.10.2007 года № 37/180.

Ответчиком также не предоставлено доказательств экономического обоснования расчета норматива на тепловую энергию по муниципальному образованию рп Новобурейский согласно методике постановления Правительства №306 от 23.05.2006 года, расчетный метод для многоквартирных домов или жилых помещений до 1999 года постройки включительно(л.д.94), выполненного начальником финансового отдела администрации поселка Новобурейский С.Ю. Изместьевой для представления депутатам поселкового Совета народных депутатов в обоснование проекта нормативного правового акта.

Таким образом, ответчик и заинтересованное лицо не предоставили доказательств наличия исключительных случаев, предусмотренных п.16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, дающих законное основание для пересмотра нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда ранее трех лет, муниципальному образованию рабочий поселок (городского типа) Новобурейский Бурейского района и принятия решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19\76 от 21 января 2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» и утверждения нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда муниципального образования рабочий поселок (городского типа) Новобурейский Бурейского района согласно приложения к решению.

Исходя из изложенного, судом установлено нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта со стороны представительного органа Новобурейского поселкового Совета народных депутатов, что выразилось в необоснованном пересмотре раннее действующих нормативов, принятых 29 октября 2007 года, в срок менее 3 лет.

Суд принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица и представителя ответчика, что оспариваемое решение Новобурейского районного Совета народных депутатов, не противоречит Постановлению №306 в части определения для расчета нормативов потребления тепловой энергии на отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 расчетного метода, не проводит проверку правильности выполнения арифметических действий сделанного расчета, поскольку не ставит под сомнение право представительного органа на определение метода, однако суд находит оспариваемое решение незаконным в части срока пересмотра ранее действовавших нормативов. Нормативы пересмотрены представительным органом через 2 года 1 месяц, хотя п.16 Правил предусматривает пересмотр нормативов не ранее трех лет.

Тем самым, нарушен принцип достижения баланса интересов потребителей услуг организации коммунального комплекса- ООО «Жилсервис» и интересов указанной организации, обеспечивающего доступность этих услуг, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ( с изменениями и дополнениями).

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что Решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда», принятое 21.01.2010 года противоречит Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу, суд признаёт данный нормативный правовой акт недействующим полностью, со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199, 253 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Черняк Ольги Николаевны.

Признать недействующим решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ и п.16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: (подпись) Л.В.Шевчик

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2010 года.

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик