Дело № 2-226/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22июня2010года п.Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Барташевич А.В.,
с участиемпомощникапрокурораБурейскогорайонаЩуко Н.А.,
представителя ответчикаадминистрации (...) С.,
при секретаре Степанюк А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело позаявлению (...) района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц кАдминистрации (...) района Амурской областио признании бездействия органа местного самоуправления по созданию единой диспетчерской службы муниципального образования с номером «112» незаконным.
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведенной проверки (...) исполнению законодательства в области чрезвычайных ситуаций,(...) района Амурской областив порядке статьи45ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился вБурейский районный суд сзаявлениемк Администрации (...) района Амурской области о признании бездействияадминистрации (...)по созданию единой диспетчерской службы муниципального образования с номером «112» незаконным,возложении обязанности на администрацию (...) районасоздать и наладить функционирование единой дежурной диспетчерской службымуниципального образования с номеров вызова «112» разработать положение о единой диспетчерской службе.
В судебном заседании прокурор в обоснование заявленных требований пояснила,что в соответствии с п.6.1,7ч.1ст.15Федерального закона от6октября2003года № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся:
участие в профилактике терроризма и экстремизма,а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района,
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с ч.2ст.11Федерального закона от21декабря1994г.N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения,в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей,об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайныхситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы,а такжеподдерживаютобщественный порядок при их проведении; при недостаточностисобственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивомуфункционированию организаций в чрезвычайныхситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы
управления,специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти,уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей,а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации,выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с абзацем2Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, (одобренной распоряжением Правительства РФ от25августа2008г.N1240-р),забота о жизни и здоровье граждан,сохранности имущества,обеспечении личной и общественной безопасности,а также необходимость противодействия угрозам техногенного,природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы.
Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации.Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб,обеспечивающих оперативную помощь населению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от31декабря2004г.N894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб,вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи,и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" начиная с2008года номера "112" назначен в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
Утвержден перечень экстренных оперативных служб,вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи,пользователю услугами связи.
Согласно п.11Постановления Правительства РФ от30декабря2003г.N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Учитывая вышеизложенное,на администрацию (...) возложена обязанность по созданию единой диспетчерской службы на муниципальном уровне,а также обязанность по разработке и утверждению Положения о единой дежурно-диспетчерской службе.
Согласно информации,поступившей из администрации (...) от25.02.2010г.иск, № 01-18/275в соответствии с постановлением главы администрации района от01.08.2003г. № 486 «О единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения)» создана дежурно-диспетчерская служба в ПЧ-56ГБУ «(...) отряд противопожарной службы Амурской области».
В соответствии с информацией,поступившей из Главного управления МЧС Россиипо Амурской области ПЧ-56ГБУ «(...) отряд противопожарной службы Амурскойобласти» является государственным учреждением,содержание которого производится засчет средств бюджета Амурской области,соответственно,содержание пункта связи,выплата заработной платы диспетчерскому составу является расходным обязательствомобластного бюджета,тогда как органы местного самоуправления обязанысамостоятельно обеспечиватьфункционирование органов повседневного управленияединой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций посредством создания ЕДДС.
На основании изложенного,администрация (...),начиная с2008года должна была запланировать и провести комплекс системотехнических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб,обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов от населения в адрес единой диспетчерской службы муниципального образования,однако до настоящего момента указанная работа не проведена,единая дежурная диспетчерская служба не создана.
На основании изложенного,на Администрацию (...) района возложена обязанность по созданию единой диспетчерской службы на муниципальном уровне,а также обязанность по разработке и утверждения Положения о единой диспетчерской службе.
Просит признать бездействие (...) района незаконным в части не принятия мер по созданию единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования с номером вызова «112» и обязать (...) района создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службы муниципального образования с номеромвызова «112». Разработать Положение о единой диспетчерской дежурной службе.
В судебном заседании прокурорЩуко Н.А.заявленные требования поддержала,просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Амурской области,надлежаще извещенный о дате времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился,суд в соответствии со ст.257ГПК РФ рассматривает заявление прокурора в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Амурской области.
Представитель ответчикаиск не признала,в судебном заседании пояснила,что считает заявленные требования необоснованными.Прокурор (...) в обосновании своих требованийссылается на Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренныхоперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований,одобренной распоряжением Правительства РФ от25.08.2008 № 1240-р (далееКонцепция).
Однако,вышеназванная Концепция не содержит норм,обязывающихименно органы местного самоуправления муниципальных районов создатьЕДДС с номером вызова-112.
Постановление Правительства РФ от30.12.2003 № 794утверждаетПоложение о единой государственной системе предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций,при этом не содержит норм,обязывающих органы местного самоуправления муниципальныхрайонов вустановленные сроки создать ЕДДС с номером вызова-112.
Ссылка прокурора на постановление Правительства РФ от31.12.2004№ 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб,вызовкоторых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи,пользователю услугами связи,и о назначении единого номера вызоваэкстренных оперативных служб»,также считают необоснованной,т.к.Министерством информационных технологий и связи до настоящего времени не введен единый номер вызова экстренных оперативных служб «112»,а поэтому в соответствии с вышеназванным постановлением натерритории (...) используется действующая на местных сетяхсвязи нумерация специальных служб.
Постановлением главы администрации (...) от01.08.2003 № 486на территории (...) создана ифункционирует единая дежурно-диспетчерская служба.Общий телефонныйномер экстренного вызова «01».
Вышеназванное постановление главы является действующимнормативным правовым актом.
В целях приобретения оборудования и обеспечения средствами связи иоповещения ЕДДС (...) в2003году из районного бюджетавыделено:
67,411тыс.рублей на прокладку прямых телефонных линий связи от ПСЧПожарной части № 7до ДДС «02», «03»,УММП ЖКХ;
48,553тыс.рублей на замену учрежденческого пульта на ПСЧПЧ-7на АТС«Мультиком» серии Д (6СЛ/24АЛ/1СТА);
6,0тыс.рублей на приобретение и установку резервного источника питаниядля АТС;
18,5тыс.рублей на приобретение и установку радиостанций УВЧ диапазонана ПСЧ ПЧ-7.
Таким образом,администрацией (...) были принятымеры и произведены необходимые действия,обеспечивающие своевременное предоставление помощи населению в случае чрезвычайных ситуаций.
Кроме того,выплата заработной платы диспетчерскому составу из средств областного бюджета никоим образом не нарушает прав неопределенного круга лиц на предоставление своевременной помощи привозникновении чрезвычайной ситуации,а является спорнымиправоотношениями между двумя публичными образованиями.
Заслушав стороны,изучив материалы дела,суд приходит к выводу,чтозаявление прокурора подлежит удовлетворениючастичнопо следующим основаниям:
Согласно ст.254ГПК РФ гражданин,организация вправе оспорить в суде решение,действие (бездействие) органа государственной власти,органа местногосамоуправления,должностного лица,государственного или муниципального служащего,если считают,что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45ГПК РФ,прокурорвправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц.
Судом установлено,чтоглавам муниципальных образований в2009году были разосланы нормативно-правовые акты и методические рекомендации по созданию единой дежурно-диспетчерской службы.В целях реализации данных нормативных актов главам муниципальных образований необходимо было запланировать и провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб,обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
Согласно постановления главы администрации (...)от01августа2003года № 486 «О единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения)» созданаединаядежурно-диспетчерская служба в ПЧ-7,переименованное в последующем в ПЧ56ГБУ «(...) отряд противопожарной службы Амурской области».Введен телефонный номер «01» как общий номер экстренного вызова пожарных и аварийно-спасательных служб.
В соответствии с п.6.1,7ч.1ст.15Федерального закона от6октября2003г, №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",к вопросам местного значения муниципального района относятся:участие в профилактике терроризма и экстремизма,а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района,участиев предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,утвержденным постановленном Правительства РФ ОТ30.12.2003г. № 794 (с изм.от16.07.09г.),разделены органы повседневного управления единой системы:на муниципальном уровне-единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В соответствии с информацией поступившей из ГУ МЧС России по Амурской области ПЧ-56ГБУ «(...) отряд противопожарной службы Амурской области» является государственным учреждением,содержание которого производится за счет средств бюджета Амурской области,соответственно,содержание пункта связи,выплаты заработной платы диспетчерскому составу является расходным обязательством областного бюджета,тогда как органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать функционирование органов повседневного управления единой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций посредством создания ЕДДС.
Согласно п.11Постановления Правительства РФ от30декабря2003г.N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Таким образом,судом установлено,что (...) района на основании постановления главы (...) района от01.08.2003года № 486 «О создании объединенной дежурно-диспетчерской службе» созданадежурно-диспетчерская службана базе центрального пункта связи пожарной части № 7,в последующемпереименованной вПЧ-56ГБУ «(...) отряд противопожарной службы Амурской области»,однако,с2008года по настоящее (...) несоздана единая дежурно-диспетчерская службана муниципальном уровне,бездействием должностных лиц администрации (...) нарушаются требования федерального законодательства,что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц,в части своевременного предоставления помощи в случае чрезвычайных ситуаций.
Рассматривая довод представителя ответчикаадминистрации (...) о необоснованности заявленных требований прокурора (...) в частисоздания единой дежурно-диспетчерской службы с номером вызова «112» и обязанности создать данную службу и разработать положение,суд установил,что согласноплана Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований,одобренный распоряжением Правительства РФ от25августа2008года № 1240-рразвертывание системы112во всех субъектах РФ запланировано до2012года.
В соответствии с разделомXI Концепции Работы по созданию и
развертыванию системы-112носят комплексный межведомственный
характер.Финансирование работ по созданию и развертыванию системы112производится с учетом софинансирования из бюджетов субъектов РФ.
Постановление Правительства РФ от30.12.2003 № 794утверждаетПоложение о единой государственной системе предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций,при этом не содержит норм,обязывающих органы местного самоуправления муниципальных районов вустановленные сроки создать ЕДДС с номером вызова-112.
Министерством информационных технологий и связи до настоящего времени не введен единый номер вызоваэкстренных оперативных служб «112»,а поэтому в соответствии с вышеназванным постановлением натерритории (...) района используется действующая на местных сетяхсвязи нумерация специальных служб.
Согласно исследованных материалов дела,а именноприложения к постановлению № 486от01августа2003годавадминистрации (...) положения о единойдежурно-диспетчерской службе (...) района.
Таким образом,вышеназванная Концепция не содержит норм,обязывающих органы местного самоуправления муниципальных районов посозданию ЕДДС с номером вызова-112до2010года,в связи с чем в частизаявленных требований прокурора,а именноне принятия мер администрации (...) по созданию единой диспетчерской службы муниципального образования с номером «112» ивозложения обязанностисоздать и наладить функционировании службы с номером вызова «112»,обязанностиразработать положение о единой диспетчерской дежурной службе необходимо отказать.
Поскольку прокурор в соответствии со ст.333.36ч.1п.9НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины,в силуст.103ГПК РФ с муниципального (...) район,не освобожденного от уплаты судебных расходов,подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина,которая в соответствии со ст.333.19ч.1п.3НК РФ составляет4000рублей.
Руководствуясь ст.194-198ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Заявление (...) Амурской области удовлетворитьчастично.
Признатьбездействие (...) района по созданию единой диспетчерской дежурной службы на базе муниципального образованиянезаконным.
(...) создать и наладить функционирование единой диспетчерской дежурной службына баземуниципального образования.
В остальной части заявленных прокурором (...) требований,отказать.
Взыскать с (...) в доход федеральною бюджета госпошлину4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд черезБурейскийрайонный судвтечение10дней со дня вынесения.
СудьяБурейского районного суда (подпись)
копия верна
СудьяБурейского районного суда БарташевичА.В.